Блоги

Национализм, одолевающий Лукашенко 10:09 13/03/18

Президент Беларуси, реагируя на материалы российских СМИ, в которых ему «инкриминируется» беларусизация, раздраженно сказал: «Слушайте, мне что, германизацию здесь устроить?!»

С российскими СМИ в общем все понятно: авторы обеспокоены тем, что такие шаги беларусского общества на пути обретения национальной идентичности непременно приведут к ревизии прошлого (т.е. истории отношений Беларуси и России), а также изменят характер связей между странами в будущем.

А чего нервничает Лукашенко? Логика ведь у него железная: беларусизация в Беларуси. Почему это не сказать спокойно? Может, просто не любит, когда в России о нем плохо говорят?.. Конечно, куда приятнее, когда о тебе пишут как о надежном военном союзнике и разумном руководителе государства, сохранившем советское индустриальное наследие. Или Александр Григорьевич боится следующих упреков из тех же СМИ: «А не выступает ли беларусизация началом новой истории, дальнейший ход которой потребует выхода Беларуси из интеграционных объединений с Россией и некоей формы союза с ЕС и НАТО?»

На последний вопрос президент Беларуси, вероятно, ответил бы в своем излюбленном стиле: «Чушь! Мы всегда были с нашей братской Россией. Только человек, который хочет принести беду на беларусскую землю, может мечтать о разрыве связей – культурных, социальных, экономических, политическим, военных – между нашими странами. Не знаю, что случится после моего ухода с поста президента, но пока я президент, лучшего друга, чем Беларусь, у России нет и не будет».

Подобных спичей мы слышали много. Только раньше в российских СМИ не говорили о «национальном повороте» в Беларуси применительно к действиям руководства страны, а Лукашенко клялся в дружбе к России, как правило, по экономическим поводам (чтобы не потерять «союзнические» преференции). Я думаю, что не одни «голоса из России» раздражают президента Беларуси, но и его собственная «неудобная» позиция: чтобы «противостоять» России, он соглашается с беларусизацией (пусть «мягкой»), но беларусизация как идея принадлежит националистам. Выходит, что фраза «Лукашенко идет на поводу у националистов» не лишена правдивого содержания.

Беларусь как страна, родившаяся внутри советского проекта, т.е. Беларусь Лукашенко, повзрослев, решает стать националисткой. Да, пока не парламентское большинство партии БНФ формирует правительство, его по-прежнему назначает Лукашенко. Личная власть еще в его руках, зато идеология и рассказы о том, какой должна быть Беларусь завтра, пишутся (частично написаны) другими людьми. Строить Беларусь наперекор националистам и построить ее для них – раздражение президента легко понять.

Если Лукашенко действительно предан советской идее и не считает себя старым для «исторических свершений», ему придется «идти на Москву», чтобы содействовать ресоветизации в России, там самым продлевая жизнь и советской Беларуси (ресурсы на такой проект, будем честны, есть только у России).

В сегодняшней России велик запрос на левую политику. Борец с олигархами, сторонник сильного социального государства, антизападник и друг России – этот имидж президента Беларуси хоть и потускнел с годами, но не выцвел окончательно. Путин слишком «повязан» своими друзьями из либерального правительства и бизнес-сообщества, чтобы взять серьезный крен влево, а уж тем более отважится на ресоветизацию (он сказать-то этого не сможет, не то что начать делать). К тому же Путин больше белый, чем красный, больше имперский и русский, чем советский.

Лукашенко надо воспользоваться будущими шестью годами президентства Путина. Вместо «русского мира» и беларусского национализма возрождение советского проекта (Украину тоже придется в него «заманивать»).

Допустим, Лукашенко и вправду решит таким образом «отомстить» националистам и всем тем, кто помешал ему в 90-х годах стать главой Союзного государства. «Поход на Москву» означает, прежде всего, пропаганду – пропаганду возможности и необходимости ресоветизации. Но есть ли у Лукашенко специалисты для борьбы на информационном поле? Не знаю, может, и припрятаны на черный день. Нужны организаторы процесса, сочинители/упаковщики контента и распространители пропаганды среди широких народных масс. С учетом имеющейся в распоряжении государства базы для «информационных атак» и рупора в виде интернета затраты будут сравнительно невелики.

Сколько денег было выброшено на идеологов, а националисты значительно меньшими средствами из западных фондов сделали свою идеологию главенствующей. Государственные газеты и телевидение, бесконечно нахваливая лично Лукашенко, тоже не напрягались в создании идеологии альтернативной национализму, зато бюджет «доили» с наслаждением.

В небольшой и небогатой стране, которая не отгорожена от мира «железным занавесом», и нельзя выдумать некую «свою», непохожую ни на какую другую идеологию. Национализм для бывшей части империи вполне естественен. Только в нашем случае есть один нюанс: Беларусь «сбежала» из российской или советской империи? Ответ Лукашенко, противника националистов: «Из советской, но не сбежала, ее буквально вынудили принять независимость предавшие государство СССР и советскую идею Горбачев, Ельцин, Кравчук, Шушкевич со своими подельниками». Значит, национализм как идеологию следует отбросить в пользу проекта ресоветизации, который наднациональный и не мыслится в категориях метрополия/провинция, почему и возможна сама формулировка «поход на Москву» (не настойчивые просьбы поделиться с союзником ресурсами и деньгами, а реальное сотрудничество, направленное на возрождение советского социально-экономического уклада).

Военные преступники: два списка 21:59 14/02/18

Удобно судить побежденного, и судить судом, который принадлежит победителям. Даже если подсудимый и окажется виновен не так сильно, как считала ненавидящая его общественность, другая сторона, т.е. соперник/враг подсудимого, не займет место рядом с ним, несмотря на то, что эта другая сторона совершила не менее тяжкие злодеяния, нежели тот, против кого она дает показания.

А если противник не побежден, трибунал в той же Гааге имеет смысл? Возможен ли такой трибунал? Представим, что кого-то там осудят как военного преступника, а преступник на следующий день по Гааге с пяток ракет выпустит… был трибунал, да весь вышел.

В Гааге судят тех, кто «принимает неправильную сторону истории»: страны и людей, так или иначе бросивших вызов доминированию коллективного запада (глобальному начальству). Но если бы победу одержали принявшие неправильную сторону историю, – то трибунал бы проходил… ну, например, в Сукре (столица Боливии). Впрочем, можно было бы пойти на изысканное издевательство и устроить трибунал в Гааге: мол, где вы нас судили, там и мы вас.

Любой из трибуналов случится не через месяц и не через два, потому что победителей и побежденных в нынешнем мировом противостоянии пока нет. Но как будут выглядеть списки подсудимых, примерно понятно уже сегодня.

В Гааге: Путин и Ко, Асад и Ко, Ын и Ко, филиппинец Дутерте со своими охотниками за наркомафией, руководство Ирана…

В Сукре: Клинтон/Буш-младший/Обама и Ко, Саркози (за Ливию), прочие европейские, а также канадские и австралийские министры/политики (за Югославию, Ирак, Ливию, Сирию, Украину/Донбасс и т.д.), Нетаньяху и Ко, Порошенко и Ко…

Каждая из сторон найдет, кого приговорить.

Есть еще вариант – чтобы не было ни большого (столько лиц и стран!) трибунала, ни нового предела мира, – главные действующие лица из обоих списков должны договориться об относительно мирном сосуществовании в обмен на «сдачу» второстепенных персонажей (например, Асад и Ко против Порошенко и Ко) и/или взять на себя обязательства не вмешиваться туда-то и туда-то.

Хотя, думаю, этот вариант не сработает: противоречия так глубоки, что кто-то обязательно нарушит договор (или же обе стороны нарушат и будут обвинять друг друга: мол, не мы начинали).

В действительности нет одной и второй стороны, это в процессе трибунала будут говорить судьи-победители и подсудимые-проигравшие (смотря кто в каком лагере накануне победы/поражения окажется). Поведение нынешней Турции как нельзя лучше показывает нам, что «стенка на стенку» не работает. Тамошнее руководство, мне кажется, даже не задумывается, с кем же их страна, или определилось с выбором, но умело это скрывает. Понятно, что Турция в первую очередь сама за себя, но на трибунал Эрдоган (или его преемник) поедет в какой город и в качестве кого?

Турецкое «сама за себя» есть лучшее доказательство того, что противоречия в современном мире настолько глубоки и столь трудно разрешимы, что отдельные вооруженные конфликты, происходящие одновременно, будут чем дальше, тем яснее говорить нам, что третья мировая все-таки идет, просто заинтересованные игроки пока могут вести ее подальше от своих территорий.

Вы скажете, что сейчас горячая – большая, не локальная – война невозможна (люди не те, ядерное оружие и пр.), гораздо эффективнее экономическое удушение соперника. Так Иран и Северную Корею до их пор не «удушили». А что, Ирак или Сербию не могли санкциями принудить к выполнению условий «международного сообщества»?

И где гарантия, что свою игру, подобно Турции, не захочет играть реальный лидер Евросоюза Германия? Да, она типа до сих пор под оккупацией, и Бундесвер – НАТОвское подразделение (читай: управляемое американцами), в общем страна находится как бы и на «правильной стороне истории». Но вот хочет же господин Трамп сделать Америку снова великой; если добьется этого, то Германия вместе с ЕС будут выкинуты из той самой истории. А не согласятся с такой судьбой в Германии, так, чем черт не шутит, к трибуналу или же к точке невозврата США и Германия подойдут во взаимоисключающих позициях (и уж действительно дьявольская шутка: союз Германии и России).

Беда только в том, что любой победитель ХУЖЕ. Власть государства (уже не только национального, но и наднационального) в союзе с корпорациями неимоверно усилится, общество как политическая реальность будет близко к упразднению, тотальное администрирование окончательно сделает невозможным участие народных масс (их представителей) в государственном управлении.

Не важно, на каком языке тебе объяснят, что твое мнение никого не интересует. Поскольку «наши» не победят. Победят только «они». В какой бы стране ты не жил, тебе скажут (где-то с улыбкой во весь рот, где-то широко зевая, где-то сквозь зубы, в зависимости от обычаев региона): «Теперь даже не надо делать вид, что управляющие и управляемые из одной людской породы».

Так что если уж докатимся до серьезной бойни или грандиозной финансово-экономической войны, пусть проиграют все стороны. Тогда хотя бы появится шанс исправить мироустройство.

Крутые парни списками Кремлю грозят 19:32 30/01/18

Минфин США сделал-таки то, чего от него с нетерпением ждала вся прогрессивная общественность: теперь у мира есть список русских олигархов и чиновников, к которым, быть может, будут применены санкции со стороны американского правительства.

Интересно, кто за составление списка отвечал лично? Ведь зарплату человек получал. И думаю, не один. И работа, полагаю, велась долгая. Надо ж раскопать, что Абрамович – это олигарх, а Песков – пресс-секретарь Путина. Это бы я и тысячи мне подобных рядовых жителей планеты за сотню долларов в один вечер такой список сделали, а в США все основательно: эксперты, департаменты, министерства… Серьезные ребята, бабла много, делать нечего, вот и производят за много бабла ничего не стоящий продукт.

Отчего не сразу санкции, но список «на потом»? Что, есть надежда, что Россия исправится, отдаст Украине Крым, разорвет отношения с Ираном, вместе с Китаем разберется с круглолицым весельчаком Ыном, а какой-нибудь российский полковник лично пристрелит Асада?

Или это последние предупреждение очень важным и богатым российским гражданам: «Вот будете по-прежнему поддерживать Путина, так санкции обязательно применим»? Ага, стало быть, эти граждане – миллиардеры и высшее руководство России – такие неумные, что «сговорятся» на дворцовый переворот ради установления над собой уже прямого иностранного управления? Случай миллиардера и сенатора Керимова показал, что олигарху-космополиту национальная «крыша» все-таки не лишняя. И представьте себе переговоры на эту тему между директором ФСБ Бортниковым и банкиром Тиньковым. Если второй еще может на что-то рассчитывать в случае «антипутинского переворота», то первому какой резон сдавать патрона: чтобы остаться без работы или, сохранив ее, писать отчеты о достижениях начальству в США?

Мнение, что санкции не действуют должным образом, высказывалось довольно часто еще до момента нового противостояния России и коллективного Запада. Против Ливии пришлось применять оружие, про случай с Ираном и говорить нечего. Даже Северная Корея позиций не сдает.

Но я не думаю, что США сильно не давят на Россию просто потому, что осознают предельную мощь санкций. Навредить России, ее экономике можно (другое дело, что против нанесения ей большого вреда выступает ЕС, у которого, в отличие от США, довольно высокая экономическая кооперация с Россией). Тут проблема для США в том, что при «реальном наезде» на Россию они расписываются в провале своего глобалистского проекта.

«Реальный наезд» будет означать, что мир катится к новой «холодной войне» («горячая» война с Россией невозможна), т.е. к противостоянию в мировоззренческом плане. В самой России сейчас наблюдается невероятный всплеск интереса к советскому прошлому, в противовес 90-м годам 20 века интерес не осуждать предков, а находить в истории СССР некоторые ответы для жизни сегодняшней. Народ России левый, он ждет ресоветизации (любовь к монархии, дореволюционной России ему так и не «вживили»). Правящий класс, напротив, либеральный: уменьшает расходы на образование и науку, делает платной медицину, не вкладывается в промышленность и создание необходимых для развития страны рабочих мест, – либеральный и космополитичный (кроме силовиков, разве что), и его, этот правящий класс, нельзя по-настоящему отрезать от США как лидера либерального глобалистского проекта. Отрезанный от США (Запада) правящий класс России вынужденно будет превращаться в «советский», а такой пример заразительный. Это сегодня правые популисты в Европе выступают против мигрантов и слишком больших полномочий Брюсселя, но завтра, заметив «советскую зарю» на Востоке, восстанут левые (и полевевшие правые), не те левые, что за гей-браки, а те, что против международного финансового капитала, за социальную справедливость, рабочие места, настоящую демократию и т.д.

США на пути к своему глобальному господству допустили, среди прочих мелких, одну значительную ошибку, связанную с Россией. Им не нужны было пытаться оторвать Украину от России. До последнего Майдана и свержения Януковича Путин и его друзья-олигархи-чиновники еще были согласны с тем, что Россия – большая периферийная территория глобального капитализма (или сегмент ультраимпериализма, если вспомнить термин Каутского). Мюнхенская речь Путина была именно об этом: позвольте нам чувствовать себя хозяевами в нашем регионе, и у мира не будет с нами проблем. Но Россию и Путина в 2007 году на Западе не услышали, и слушать-то не хотели, ну разве будет обращать внимание владелец торговой сети на лавочника, съест и не поперхнется. А тут поперхнулся. Лавочник остался без средств к существованию, а закон на стороне сильного, потому мстит бывший лавочник «по справедливости», вот и горят торговые центры.

Так что если США не хотят, чтобы ультраимпериализм дрогнул под напором еретиков и революционеров из России, они должны заверить Путина и его друзей-олигархов-чиновников, что в регион, на контроль над которым претендует Россия, Запад не сунется. Зачем США та же Украина (мало ли что там старик Бжезинский наплел еще в прошлом веке), если под угрозой сама идея глобального либерального капитализма. Но лично я надеюсь, что такого компромисса не будет, и мир получит пусть не «холодную войну» образца 20 века, но «холодное противостояние» 21-го.

Трамп, Назарбаев, Макей и пингвины 22:08 19/01/18

Ну что, Назарбаев уже враг «многовекторной» и «нейтральной» Беларуси?

Однозначно, вражина!

Хитрый азиат, специально же поехал Трампу, чтобы тот сказал ему перед журналистами: «Нурсултан, дружище, без тебя ситуацию на Донбассе не разрулить. Минские договоренности не работают. Давай решай вопрос».

Нурсултан Абишевич, Нурсултан Абишевич, ну зачем же вы так с нами?.. Ладно, по Сирии переговоры у вас проходили (хотя мы и надеялись, что в трудной ситуации именно о Минске вспомнит наш старый друг Асад, которому мы, разумеется, даже не собирались помогать, чтобы не злить «мировое сообщество» и особенно США). Ваш регион, ислам, тюрки, арабы… Но Украина!.. Где Казахстан, а где Украина? Чего вы лезете в Европу? Сидите в своей Азии и не мешайте нам верить в то, что Беларусь офигенно важный политический субъект в Восточной Европе! Втянули нас в этот чертов Евразийский Союз, а теперь еще и с США вперед нас подружились.

Наше негодование понятно, однако Нурсултан Абишевич, как он сам говорит, тоже имеет отношение к процессу урегулирования конфликта на востоке Украины. Вот его слова: «Вообще это первоначально должно было быть в Казахстане. Я поездки делал, чтобы собрать всех, чтобы встретились там. Так договорились, что в этом направлении будем работать».

Значит, еще большой вопрос, кто у кого тему Донбасса уводит из-под носа.

Но какое отношение США имеют к Минским соглашениям? Там вроде Германия и Франция от Запада.

Послушайте, не дети же мы с вами. Вон и президент Беларуси говорил, что без американцев стабильности в Украине не достичь. Трамп в беседе с Назарбаевым согласился с белорусским президентом.

Только Назарбаев тут причем? Надо было с Лукашенко новый «минский формат» обсудить.

Увы, Лукашенко и Беларусь не нужны Трампу и США. А Назарбаев и Казахстан нужны.

Тут все просто. Антироссийский пояс между Балтийским и Черным морями создан: Прибалтика, Польша, Украина. Он не только антироссийский, но и проамериканский. Теперь игра перемещается в Центральную Азию.

Конечно, нельзя не согласиться с господином Макеем, что переговоры могут проходить и в Антарктиде, только бы перестала литься кровь на Донбассе. Но Трамп обращается с предложением к Назарбаеву, а не к пингвинам. Потому что пингвины робко прячутся в утесах и всем своим общежитием никоим образом не претендуют на политическую субъектность.

Когда уже русские захватят Литву? 21:21 04/01/18 1

В 2014 году в одном из постов здесь, на «Партизане», я сравнил страхи госпожи Дали Грибаускайте относительно российской агрессии против Литвы с фантазиями наркомана. Так уж «обкололись» некоторые политики антироссийскими инъекциями, что бред принимали за экспертный прогноз.

Теперь, в начале 2018 года, хочется спросить: «Ну и где?» Или Россия испугалась нескольких десятков НАТОвских солдат и трех самолетов, которые теперь осели на литовской военной базе, что свернула свои планы по захвату?

Было же понятно еще в 2014 году – атаки России на Литву не будет, потому что:

а) Литва – член НАТО, агрессия против нее означает агрессию против всего альянса (Россия что, могла бы выйти победителем их такой схватки?);

б) в Литву, в отличие от Крыма и Донбасса, не прийти с идеей «русского мира» или «защиты соотечественников»; тут по-русски говорят только те, кто кому за сорок, и то не очень хорошо;

в) наконец, Литва не представляет ни экономического, ни логистического (транспортного, инфраструктурного), ни военного интереса для России; проще говоря: у Литвы нечего брать.

Более того, Литва – стремительно «исчезающая» страна. За годы независимости было потеряно 850 тысяч человек: было 3,7 млн, стало 2, 85 млн. К 2030 году, если так дела пойдут и дальше, в Литве останется 2,4 млн, а к 2040 – 2 млн. Как показало исследование Института мониторинга прав человека, 90,4% молодежи 15-19 лет ответили, что уехали бы в развитую страну, если бы им предложили работу по специальности.

По словам директора Европейского института КТУ Вигаудаса Ушацкаса (бывшего министра иностранных дел), сокращение числа жителей и исчезновение страны – самая большая долгосрочная опасность для Литвы, ее нацбезопасности и экономического благосостояния."Очевидно, что до сих пор в Литве не создана стратегия, нет структурных изменений, которые побудили бы граждан принять позитивную установку и перспективные решения в отношении своей страны. Для этого нужна ясная политическая воля, в основе которой лежат конкретные дела, политическая ответственность", – сказал Ушацкас. По его словам, из Литвы уезжают жители, а страна не способна привлечь их назад, не борется за таланты, необходимые человеческие ресурсы.

И такую депрессивную страну хотела захватить Россия? Нет, я понимаю, что Крым с Донбассом не Каталония и не Бавария, но там хоть по-русски говорят, да и вся Украина для России действительно нечто значительное, чего не скажешь о Прибалтике.

У нас в связи с учениями «Запад-2017» тоже болтали о захвате Беларуси Россией. Но болтали неумные либо проплаченные «эксперты».

Вот у меня вопрос: зачем подобную чепуху с серьезным видом произносят президенты?




Неумный писатель не редкость 22:53 26/06/17 9

Беларусь, по-видимому, принадлежит к тем странам, где от писателя все еще ждут каких-то важных и глубоких слов о жизни – жизни вообще и во всем ее разнообразии. Хотя, быть может, это вовсе не так и стало таковым исключительно потому, что Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию.

Во множестве других стран «писатель пописывает, а читатель почитывает», не более того. Не шибко популярны писатели сегодня, большого внимания на их высказывания не обращают. Мадонна про Трампа, точнее, против Трампа – вот сила! А писатель… Ну, что там Мишель Уэльбек про Олланда или Макрона (не знаю, говорил ли он вообще хоть что-то о них). Исключения, конечно, есть (Умберто Эко), но их в мире не так много.

В Беларуси же с самой популярностью как явлением дела обстоят неважно, и госпожа Алексиевич, будучи Нобелевским лауреатом, этот недостаток белорусского социума чутка исправляет. В придачу пишет она по-русски, ей никак не избежать оценок со стороны всех читающих по-русски. Поэтому интервью «Регнуму» (или не «Регнуму»), а потом разговор с пранкерами Вованом и Лексусом и вызвали широкое обсуждение.

Необходимость изживать «советское прошлое», декоммунизация, стремление в свободный мир (и тот же Макрон, наспех «сляпанный» перед выборами, как личностно-политическое воплощение этого мира) – Светлана Алексиевич не первая и не последняя, кто выдал и еще выдаст известный набор «истин», основанный на перечислении «грехов» СССР и бичевании общества и человека, не желающих отказаться от всего, что связано с Советским Союзом. В Украине, в связи с которой лауреат все это и произносила, подобных ей «мудрецов» вагон и маленькая тележка.

Однако дальше в интервью пошел разговор о «необходимости искоренения русского языка во имя создания украинской нации» и понимании позиции убийц Олеся Бузины, который, по словам Алексиевич, своими публикациями вызывал ожесточение. Я задумался: «А если эти слова Алексиевич тоже в ком-то «вызовут ожесточение»?» Или представим на минуту, что националисты взяли в Беларуси власть еще до получения Светланой Александровной Нобелевской премии… Она ведь сама признается, что человек русской культуры, белорусский язык так до сих пор и не освоила. Однозначно: агент Кремля, пусть не на зарплате, но по своему мировоззрению… Продолжение такой «логической» цепочки сделать нетрудно.

И вот, наговорив банальностей и дойдя до одобрения репрессий в отношении русского языка ради построения украинской нации и понимания позиции тех, кто убивает людей за то, что они не соглашаются с тупым национализмом made in Галичина, госпожа Алексиевич заявляет журналисту, что его голова набита советско-имперско-российскими пропагандистскими штампами, потому она запрещает публиковать интервью. Сильная позиция, ничего не скажешь: сразу наболтала черт знает что, а потом: «Ты хоть и молодой, но конченый «совок». Считай, что никакого интервью не было».

Неумный писатель не редкость. Причем, в сегодняшней ситуации, вызванной событиями в Украине, как среди «замайданных», так и среди «ватников». К примеру, Юрий Поляков (который еще и редактор российской «Литературной газеты») такой весь «имперский державник» и антилиберал, мне всегда казался поверхностным, не способным к «производству идей», еще до «украинского поворота», а Эдуард Лимонов, напротив, очень глубоким, оригинально мыслящим человеком.

В Беларуси я знаю еще одного неумного писателя – Владимир Некляев.

Господин Некляев пять лет был лидером политической организации («Говори правду»), а в 2015 году, поняв, что не будет единым кандидатом от оппозиции на выборах президента, вдруг вышел из всех «оппозиционных структур» и стал говорить, что кампанией «Говори правду» руководят агенты КГБ.

Законный вопрос: «Чего ж ты терпел агентов пять лет?» Если ты лидер, так изгони «предателей-стукачей» (их всего-то три или четыре, по его словам), и работай с остальными членами движения, ты же лидер, за твой «поход» в президенты региональные координаторы и активисты по всей стране готовы подписи собирать и пр. Нет, он оставляет организацию агентам КГБ, и теперь ходит на приемы в дипмиссии, где агенты тоже частые гости.

Правда, если Владимир Некляев на самом деле хотел завоевать симпатии белорусов на выборах-2015 , он бы не поехал в 2014 году читать стихи со сцены на Майдане. Одного этого хватило бы, чтобы он с треском проиграл Лукашенко (государственная пропаганда таким подарком от конкурента воспользовалась бы с размахом), ведь избиратель-2015 еще был напуган украинскими событиями. Если же Некляев все-таки хотел стать президентом Беларуси и поехал на Майдан, то – писатель действительно не умен, во всяком случае в качестве политического игрока. Что имеем сейчас: «Говори правду» есть, а у бывшего политика Некляева нет никакой, даже самой малюсенькой, структуры.

Разумеется, мне можно заметить: «Послушай, Драко, а ты кто такой, чтобы судить об уме писателей? Сам, что ли, очень умный?» Конечно, можно, да только все мы (или почти все) высказываем суждения о публичных персонах: Трамп, Путин, Алла Пугачева, Хилари Клинтон, Ангела Меркель, Владимир Познер, Сергей Михалок, Татьяна Короткевич, Михаил Саакашвили… Я вот не публичная персона, рядовой блогер-публицист, и то разные оценки получаю, а тут писатели, известные люди, их по-всякому назовут и опишут. Я же говорю, что они неумны.


Меняю поэта Жадана на блогера Лапшина 18:10 11/02/17

Демократической общественности Беларуси власти снова подпортили настроение: оказывается, наш суверенитет таки ограничен.

Кем ограничен?

Разумеется, Путиным и его дружками из ФСБ.

И как они это в очередной раз подчеркнули?

Приказали не пускать в Беларусь украинского поэта Сергея Жадана.

Ну, может, и не приказали. Просто Жадан находится в российском "черном списке", наши власти по каким-то там соглашениям не должны пускать таких "злодеев" на свою территорию. Теперь у Сергея Жадана в паспорте стоит штамп о запрете въезда в Беларусь на неопределенный срок.

Глупость, конечно. Я сомневаюсь, что поэт Жадан может нанести вред гражданам России и стране в целом, если туда приедет, а уж для белорусов и Беларуси его приезд - обыкновенный визит законопослушного украинского гражданина.

Однако ситуация, в которую он попал, гораздо лучше той, в какой оказался блогер Александр Лапшин. Жадан вернется домой, а Лапшин сидит в бакинском СИЗО.

Хотя в свете обострения белорусско-российский отношений эти двое мужчин "торгуются" в эквиваленте.

Лапшина сдают Азербайджану в благодарность за "перехваченные в долг" 200 млн долларов для оплаты российского газа в 2010 году и с надеждой на нефть в будущем. Жадана высылают из Беларуси в то время, когда Семашко в Москве опять улаживает газовый вопрос (теперь надо уже 550 млн долларов), вот такая демонстрация приверженности союзным договоренностям: "Чего вы нам не простите эти несчастные 550 млн? Мы вон махрового русофоба украинского поэта Жадана в Беларусь не пустили!"

"Наш суверенитет ограничен", - насторожилась демократическая общественность.

Не надо делать скорых выводов. Приедет Семашко из Москвы ни с чем, так министры информации и культуры лично пригласят Сергея Жадана в Беларусь. А уж если случится обратное, т.е. Семашко убедит Дворковича простить нам долг, то и в этом случае Сергею Жадану отменят запрет на въезд в страну, ведь уже не нужно будет им "торговать". И сам господин Жадан, как показывают его интервью после случившегося, не сильно расстроен и совсем не обижен (только отмечает нелепость ситуации, с чем трудно не согласиться). Так что пригласим - обязательно приедет.


.

В очередной раз уделали москалей 22:56 08/12/16 14

Ну, а чего мелочиться?!

Пишешь, что Беларусь хочет "кинуть" Россию не только "по нефти и газу", но и, так сказать, геополитически?
Пишешь, что Беларусь Украине для нужд АТО продает дизтопливо, из российской же нефти произведенное?
Пишешь, что симпатизирующих России чиновников "убрали" из кабинетов верховной власти?
Пишешь все это?
Пишешь.
Значит, разжигаешь межнациональную рознь. Разжигаешь - получи статью уголовного кодекса.

- А как фамилия?
- Чья?
- Твоя!
- Павловец?
- Чего-то не слыхал такого... Как ты можешь чего-то разжигать, если тебя не знают.
- Я под псевдонимами "Николай Радов" и "Павел Юринцев" писал.
- А, таких читал...
- И что?
- Не дорос.
- То есть?
- Ты до приговора по такой статье не дорос.

Вот нельзя Юрию Павловцу выносить обвинительный приговор, потому что... потому что в противном случае мы - государство Беларусь - будем выглядеть очень глупо... глупо по сравнению с "союзным государством". Там - в России - существует немало электронных СМИ, которые специализируются на "разжигании", прежде всего по отношению к российскому государству как таковому. Вы послушайте или почитайте "Эхо Москвы" - через одного автора рассказ о том, почему Россия есть недоразумение и как это недоразумение нужно сдать в управление "разумным" иностранным менеджерам.

Шендерович, Ганопольский, Латынина, Альбац, Бабченко, Невзоров, Троицкий и т.д. Уж как эти дамы и господа "мочат" Россию-матушку, но ничего, власти их терпят. А тут человек под двумя псевдонимами, один из многих пишущих в интернете, не имеющий армии сторонников в Беларуси и не слывущий в России большим экспертом по Беларуси, получает обвинение в разжигании межнациональной розни... Ну, москалей мы снова уделали: они своего Шендеровича, который прямо так и говорит, что он и его единомышленники - это другой биологический вид по сравнению с теми 86% россиян, что поддерживают Путина, - посадить не могут, а мы своего Павловца сажаем запросто.

Глупо, очень глупо.



Белорусский нож в спине Украины 17:17 16/11/16 5

Вот не только Эрдоган умеет ножи в спину втыкать (России он его "воткнул", по словам Путина, если помните).

Наши - белорусские политические деятели - тоже еще те "бандиты".

В ООН с подачи Украины озаботились "правами человека" в Крыму, так Беларусь сначала вообще выступила против того, чтобы за такую "чепуху" голосовать (где Беларусь, а где права человека?), а потом не поддержала резолюцию, вместе с Казахстаном и Арменией.

И вот вице-спикер Рады Ирина Геращенко "понимает" позицию Казахстана и Армении: ясно мол, что с Россией ссориться не хотят (ну, а кто первого от Китая прикрывать будет, а вторую - от Азербайджана). Но от Беларуси госпожа Геращенко такого не ожидала, так и сказала: "Нож в спину".

Странная дама, честное слово, как будто не в украинском политикуме выросла, где все друг друга кидают "да за ради бога".

Одно дело "Минские соглашения": тут тебе и Меркель с Олландом приехали, и ситуация тогда была вроде как совсем не в пользу России, да еще своим гражданам "миротворчество" и "нейтралитет" на фоне упадка экономики "продавать" имело смысл. А от резолюции, если "за" нее, какой гешефт? И в тот момент, когда Кобяков к Медведеву едет молить о снижении цены на газ и заодно, скорее всего, о каком-нибудь кредите. Госпожа Геращенко, оставьте свою мораль в передней, такие важные дела решаются, а вы о "правах человека"...

Продавать топливо для ваших БМП и БТР, которые используются при проведении АТО (по версии Украины) или в карательных операциях (по версии ДНР/ЛНР), это официальный Минск может, сделать минский аэропорт транзитным пунктом для русских и украинцев может, чего-то перепродать из украинских товаров в Россию может... Вы понимаете, помочь вам Минск может там, где и сам зарабатывает. И не всегда деньги, но пусть хотя бы политические очки на так называемой международной арене. Но сегодня что бы Минск получил, проголосовав "за" вас? В лучшем случае, ничего, в худшем - проблемы.

Да и какой нож в спину, честное слово!.. Вон у вашего президента фабрика в Липецкой области, а вы обижаетесь на такой пустяк. И надо же знать своих "партнеров". Лукашенко Путину и Медведеву в свое время говорил: "Вы компенсируете мне те потери, которые Беларусь понесет в случае признания Абхазии и Южной Осетии?" Те не обещали компенсировать - Абхазию и Южную Осетия Беларусь так и не признала. А вы хотели, чтобы в такое непростое в экономическом отношении для Беларуси время наше руководство стало по каким-то там "правам человека" голосовать в пику России. Серьезнее надо быть, госпожа Геращенко, серьезнее.

Санкции, конечно, могли и раньше отменить 10:40 15/02/16 9

Ясное дело, что настоящих санкций по отношению к Беларуси со стороны ЕС и не было.

Ну, не ездил кто-то на отдых в Европу, никакого ущерба «режиму», так, личные неудобства. А экономику страны «роняли» самостоятельно (наше правительство и без санкций готово делать это раз в два года, а если старается, то и ежегодно).

Подсчет голосов на последних выборах был таким же, как и раньше: тотальная фальсификация. Но Лидия Ермошина побывала в Риме. Макей как министр иностранных дел уже давно стал «въездным» в ЕС (попал под санкции как глава администрации Лукашенко). Голоса на выборах по-прежнему не считают, зато нет политзаключенных, а участников уличных мероприятий не сажают, а только штрафуют.

«Подобрел» режим. Евросоюз это оценил. Хотя и тот, и другой поступили так по причине «озверения» третьего участника процесса – России. Не будь украино-российского конфликта – не полетела бы Лидия Михайловна в Рим.

И действительно, как-то странно выглядит, что премьер-министр России Дмитрий Медведев имеет возможность поехать в Мюнхен, а ведущий ток-шоу на ОНТ Вадим Гигин – нет. Гигин всего лишь пропагандист, который в карьерных целях говорит и пишет «за Лукашенко», а Медведев – премьер страны, которая оттяпала у Украины Крым и поддерживает сепаратистов на Донбассе.

Двойные стандарты ЕС и США не обсуждал только ленивый, но тут даже не двойные стандарты, а их отсутствие: Гигина не пустим, а Медведев пусть приезжает. Нелепость какая-то.

Да и по сравнению с теми, кто получил власть в Украине после Майдана, наши из «санкционного списка» выглядят мелкими хулиганами. Разумеется, ректоры, которые увольняли преподавателей и отчисляли студентов по политическим мотивам, негодяи, но все же лишать их возможности путешествовать по Европе и при этом выдавать визы команде киевских душегубов (в лице Порошенко, Авакова, Яценюка, Наливайченко, Турчинова и т.д. ), по меньшей мере, нелогично.

Понятно, что публично европейские политики и чиновники за Майдан («выбор украинского народа»), за Порошенко и против Путина, за Крым и Донбасс в составе Украины, за ВСУ, СБУ и Нацгвардию и против ДНР/ЛНР. Однако не на публике, а между собой они знают: «Нам нужен антироссийский Киев, и только поэтому украинские силовики, убивающие своих недавних соотечественников на Донбассе, не являются для нас плохими парнями».

А Лукашенко и на сторону России не стал, и сделал Минск переговорной площадкой для урегулирования конфликта на востоке Украины.

Выходит, из трех президентов: Путина, Порошенко и Лукашенко – меньшая головная боль для ЕС как раз последний. Какие уж тут санкции?!


Укроп-белорус, не стучи на земляка-ватника! 18:35 19/11/15 15

Главный милиционер Беларуси, министр внутренних дел Игорь Шуневич сказал, что граждане Беларуси, принявшие участие в вооруженном столкновении на Донбассе, могут быть привлечены по статье «наемничество».

Воевал на стороне сепаратистов или в составе сил, подконтрольных Киеву, – значения не имеет, все равно «наемник».

Ну, что ждать от Шуневича? Он белорусский милиционер, который опасается понюхавших пороху парней: и тех, что за «Русь-матушку» и против «бандеровцев», и тех, что за «европейскую Украину» и против «маскальской Орды». Его опасения можно понять: пару тысяч таких парней из любого лагеря, приехавших сюда, – и нет министра МВД Беларуси Шуневича, как и нет «режима», который Шуневич охраняет. Пока из «прошедших Донбасс» в разработку МВД попало всего лишь человек двадцать, поэтому Шуневич смело говорит о «возможных» уголовных делах.

Однако дело не в Шуневиче. Он говорит то, что и должен говорить человек, занимающий такую должность.

Гораздо интереснее, как отреагировали на его слова белорусы, принимавшие участие в боевых действиях на стороне вооруженных сил Украины.

На странице в Facebook «Згуртаванне патрыётаў» они утверждают, что, сражаясь сегодня за Украину, защищают и Беларусь от имперской Москвы. Также просят власти дать отпор московской пропаганде, под влиянием которой белорусы идут в ряды ополченцев ДНР/ЛНР. А еще требуют, чтобы все граждане Беларуси, воюющие на стороне сепаратистов, были привлечены к уголовной ответственности.

Да, у каждого свои убеждения: для кого-то Русь-матушка, а кому-то ненавистная Орда. Но воин, как мне кажется, не должен стучать на врага ментам. Причем ментам, служащим государству, которое за лишний миллион баксов продает любого вчерашнего партнера.

Ты (из АТО) – воин, и он (из ДНР/ЛНР) – воин. Зачем в ваших разборках вам нужен мент, который даже не знает, чем «пахнет» вот эта – ВАША – война? Разберитесь между собой, но там, на полях сражений, а не здесь, где тысяча трусливых ментов умеет-таки справиться с одним отважным парнем.


Не бойтесь России, она слаба и ничтожна 11:46 13/10/14 13

Читаешь иные материалы о том, как страшен Кремль и его главный житель Владимир Путин (хотя, говорят, Путин и живет, и работает в другом месте), и диву даешься: «Неужели люди могут так поверхностно оценивать все то, что происходит в России и около нее?»

Вот белорусское руководство трезво оценивает возможности России. Все, на что она способна – платить Беларуси за ратификацию ничего не значащих бумажек.

Еще в мае, когда Лукашенко, Назарбаев и Путин встречались в Минске, чтобы подписать какое-то там предварительное соглашение о создании ЕАЭС, было понятно, что Минск (не скажу за Астану) будет брать деньги за интеграцию и всеми доступными способами разрушать эту интеграцию.

А помните, что было в мае? «Крымнаш», рейтинг у Путина заоблачный, у граждан России ощущение и даже уверенность, что со дня на день будут ДНР, ЛНР, Новороссия, большой «русский мир» и т.д. Нужно было тогда, в мае, сказать: «Уважаемые белорусские коллеги, если вы собираетесь строить ЕАЭС лишь с надеждой пожить за счет России, я уже сегодня готов сообщить гражданам России, что проект ЕАЭС свернут или будет продолжен без участия Беларуси».

Не сказал, потому что надеялся на «русский мир», в который, по его разумению и разумению большинства россиян, должна входить и Беларусь.

Ну, и где ваш «русский мир», Владимир Владимирович?

Вместо «русского мира» опять оплата услуги «союзной» Беларуси. И какой услуги? Глава администрации Лукашенко сочинил бумагу, в которой ясно написано: если Беларусь будет что-то не устраивать в ЕАЭС, то она немедля будет отказываться от прежних договоренностей. Белорусская «палатка» ратифицировала документ, который не имеет никакой силы.

«Хочет Путин мою подпись, – сказал Лукашенко, – он ее получит, после того как согласится компенсировать наши потери в результате «налогового маневра». И Путин соглашается. «Русского мира» нет, пусть будет хоть убогий ЕАЭС.

Наше руководство выбрало, на мой взгляд, отвратительный, но в его понимании, единственно правильный стиль общения с Россией. Со слабаком, который возомнил себя богатырем, иначе поступать и нельзя. Экспорт в Россию молдавских яблок, польского мяса и норвежского лосося под брендом «Зроблена ў Беларусі» – из той же оперы: «Мы в Таможенном союзе, но выгоды своей не упустим. И нам все равно, нравится вам это или нет».

Да, «союзники», мы вам открыто плюем в лицо!

А что вы хотели после стольких косяков на постсоветском пространстве? Сколько вы давали денег Киеву, и где сейчас Киев?

Что за чудовищная несправедливость истории: почему такие богатства достались таким трусам и глупцам? Все, что создавали предыдущие поколения, вы, ведомые Ельциным и потом Путиным, вот-вот превратите в прах.

С такими, какие вы есть сейчас, никто не захочет создавать никакие союзы, предполагающие развитие. Беда не в том, что вы не достаточно сильны экономически, а в том, что в вас ничтожна политическая воля. И всего-то надо было все той же весной вернуть российские деньги в Россию, а несогласных с этим олигархов и министров отправить либо на пенсию, либо в эмиграцию на Запад, либо за решетку (Ходорковского же смогли посадить). Санкции были бы те же, но была бы Новороссия, и тогда бы США поджали хвост, потому что мир бы понял: оказывается, и на штаты есть управа. Но как вам по-настоящему ссориться с США, если российские деньги хранятся в американских ценных (такие ли уж они ценные?) бумагах и западных банках.

С такими, какие вы есть сейчас, каши не сваришь. И это говорю я, один из тех немногих людей в Беларуси, которые считают создание Евразийского союза необходимым.

С такими, какие вы есть сейчас, ассоциируется только понты и хамство, льющиеся с экранов вашего ужасного ТВ.

Пророк из меня никудышный, но в этом случае позволю себе представить будущее России. Все «путинское» будет сметено, причем как псевдоимперское, связанное с именем самого Путина, так и либеральное, условно связанное с Медведевым. Не знаю, какие будут последствия от такого революционного потрясения в Евразии и во всем мире, но нынешние российские «элиты» должны быть наказаны. Причем, очень жестоко. И поделом.

Утихомирить Далю, или как помочь Литве 12:38 29/09/14 19

Президент Литвы Грибаускайте недавно наговорила такого, что становится страшно за политическое здоровье литовского общества. «Россия – террористическая держава; Запад не понимает, насколько Россия в действительности опасна; Путин не остановится, пока не расчленит Украину; дальнейшая его агрессия будет направлена на Прибалтику и Польшу; и т.д. и т.п.».

Можно ли остановить этого ужасного Путина?

«Можно», - отвечает Грибаускайте. Санкции, санкции и еще раз санкции. Госпоже Дале страшно. Но почему весь мир должен верить ее – порожденным испугом – фантазиям?

Грибаускайте преувеличивает угрозу, исходящую от России, по той причине, что преувеличивает значение собственной страны. Нет ни одной причины, по которой Путин захотел бы присоединить Литву к России. Литовцы – совсем не русские и не украинцы Крыма и Донбасса, в Кремле прекрасно это понимают и спасать литовцев от Грибаускайте и ее соратников не будут, так как, в отличие от Порошенко, она стала президентом не через майдан, а сама Литва в геополитическом отношении никак не Украина. Грибаускайте просто набивает себе цену. Ведь по большому счету, как бы обидно это ни звучало для литовских политиков, Литва – такая малая политическая величина, что Россия частенько просто пренебрегает ею.

Однако иногда все-таки надо реагировать на такие – почти наркоманские – фантазии первого лица государства, с которым Россия имеет границу, пусть и небольшую, только в Калининградской области. И вот тут как нельзя кстати придется союзник России – Беларусь.

В рамках Таможенной (или Евразийской) тройки (пока тройки) нам надо добиться права быть «смотрящими» за Литвой. Все западные фонды, распространяющие демократию и поддерживающие формирование гражданского общества в Беларуси, находятся в Вильнюсе. Наше «смотрение» за Литвой будет симметричным ответом.

И вот если бы такая договоренность среди участников Таможенного (Евразийского) союза была, то на откровения Дали Грибаускайте относительно «террористки России» наш МИД отреагировал бы примерно так: «Слова президента Литвы не имеют ничего общего с реальностью. Россия не угрожает суверенитету и территориальной целостности Литовской Республики. Напротив, призывы госпожи президента к ужесточению санкций против России могут стать причиной дестабилизации в регионе. Беларусь, со своей стороны, не приемлет антироссийской риторики госпожи Грибаускайте и употребит все свое влияние, чтобы на правах участника Таможенного (Евразийского) союза защитить его интересы в регионе».

В переводе с дипломатического это означало бы: политикам Литвы следует быть сдержаннее, иначе у многих литовских бизнесменов, которые зарабатывают на Беларуси и Таможенном союзе, возникнут проблемы. Проблемы у работодателей – проблемы у наемных рабочих. Так и скажем: «Да, мы ввели свои санкции, потому что действия ваших политиков могут навредить нам. Подумайте о других политиках. О таких, которые спокойнее реагируют на Россию».

И такая роль Беларуси в регионе, как мне кажется, будет хорошо воспринята в Брюсселе. У евросоюзовской верхушки появится аргумент против навязчивых грибаускайте из всех постсоветских республик: «Беларусь не боится России, а вы все паникуете. Научитесь, наконец, нормально работать со своим великим соседом».

Миротворец Лукашенко 09:51 21/08/14 1

Говорят, что 26 августа в Минске может состояться встреча Путин и Порошенко (там еще будут люди, но все внимание, конечно же, будет приковано к президентам России и Украины).

Пусть эта встреча состоится. Она действительно нужна. Не может же то, что происходит в Донбассе, длиться без конца.

Не знаю, кто из партнеров Беларуси предложил идею встречи в Минске, но он своим предложением продемонстрировал уважение высочайшей степени к Беларуси. Если же это кто-то из белорусского руководства убедил Путина и Порошенко встретиться в Минске, то ему за его работу 5-ка по пятибалльной системе.

Некоторые комментаторы стали говорить, что благодаря встрече 26-го Лукашенко становится «другим» для европейских политиков и чиновников, а Беларусь «возвращается» в мировую политику.

Я бы не стал преувеличивать значение этой встречи для Беларуси. Если она все-таки состоится, чуть ли не все СМИ мира будут говорить о том, что Путин и Порошенко пытаются вести диалог в Минске, столице Беларуси, президентом которой является Александр Лукашенко. Однако одной встречи, скорее всего, будем мало, и неизвестно, соберется ли такая кампания в Минске еще раз. Вон Израиль и Палестина ни о чем не договорились в Каире, миротворческая миссия Египта не состоялась. Наш случай похожий. И Лукашенко поступает разумно, когда, проявляя нехарактерную для него скромность, говорит, что не претендует на лавры миротворца.

Но как бы то ни было, тот факт, что Путин и Порошенко встречаются в Минске, свидетельствует об одном важном для Беларуси, равно как и для России с Украиной, обстоятельстве. В сложившейся ситуации официальный Минск ведет себя так, что это устраивает и Москву, и Киев. И такое его поведение нельзя описать словом «нейтралитет». О нейтралитете можно было бы говорить, если бы Путин или Порошенко объявили о начале войны между Россией и Украиной, и Лукашенко отказался бы от союзнических обязательств перед Россией, но и не помогал бы в военном отношении Украине.

Сегодня речь следует вести об «ответственном соседстве». Это в первую очередь значит отсутствие заинтересованности в конфликте между государствами, с которыми Беларусь граничит. Быть «ответственным соседом», когда вокруг все тихо и спокойно, совсем несложно. А вот оставаться таким в ситуации, подобной украинской, не каждому под силу. Надеюсь, Беларусь выдержит.

Ну, а как же белорусские креветки в Москве?…

А что, если бы их не было, то Путину и Порошенко было бы проще договариваться?..

Беларусь как союзник России 09:04 22/07/14 10

Малайзийский лайнер, сбитый над Донбассом… Статьи на сайтах, комментарии к ним и посты в социальных сетях – во многих из них если не предчувствие большой войны, то страх перед возможностью ее начала.

Среда авторов есть и оптимисты: они уверены, что «теперь-то Путину точно конец», зазнавшуюся «крымнашевскую рашку» накажут, да так, что и Крым вернется в Украину. То есть такие оптимисты тоже говорят о войне (ведь Крым Россия просто так не отдаст, в противном случае Путину придется либо застрелиться, либо доживать свои дни где-нибудь в Китае под охраной тамошних спецслужб), но говорят они о войне, которую Россия непременно проиграет.

Уже сегодняшние события показывают, что это не будет войной России и Украины. Это будет война России и Запада (не так важно, какие конкретно страны войдут в коалицию «Запад»). Украина была лишь предлогом (тот случай, когда «где тонко, там и рвется»).

Как при таком повороте событий поступать Беларуси? Только не начинайте любимую песню о нейтралитете. Какой нейтралитет, если часть вооруженных сил России находится на территории и Беларусь является ее союзником? Конечно, можно и прокинуть союзника. Так и заявить: «Против тебя весь западный мир, тебе не устоять, поэтому мы больше не союзники». Но тогда все равно не нейтралитет, а присоединение к западной коалиции.

Есть еще один вариант начала войны – НАТОвские освободители перейдут границу Беларуси. Не имперская Россия – успокойтесь, господа нацдемы! – «попрет» войной на изменника Лукашенко, а Запад, с тем расчетом, что Россия, верная своим союзническим обязательствам, вступится за Беларусь (вот вам и «танки НАТО под Смоленском», о которых не раз говорил Александр Григорьевич).

Впрочем, пусть военные стратеги размышляют о возможных вариантах. Я исхожу из допущения (фантазии), что война будет. Так как же вести себя Беларуси? Лично у меня один вариант ответа: до конца оставаться союзником России. Правда, быть верными своим союзническим обязательствам имеет смысл лишь по отношению к той России, которая вместе с Беларусью, Казахстаном, другими странами строит Евразийский союз. Если же Россия станет «впаривать» нам националистическую химеру «русского мира», то… мы имеем полное право, используя «великий и могучий», послать такого союзник куда подальше.

В «украинском вопросе» нам еще позволительно сохранять определенную степень нейтральности: мол, кончайте стрелять, а там разберетесь, как быть дальше, и мы поможем, чем сможем. Но если конфликт охватит весь постСССРовский регион от Черного моря до Балтийского (Литва, Латвия и Эстония как члены НАТО тоже будут в него вовлечены), то даже с мыслью «о мире во всем мире» воевать все-таки придется. (Между прочим, может рвануть и не тут, а, скажем, у границ Казахстана).

Итак, с учетом того, что нейтралитет невозможен и «Запад» не оставит попыток вывода региона из зоны влияния/притяжения России, ответьте на простой вопрос: «Должна ли Беларусь сохранять верность своим союзническим обязательствам перед Россией?»

Что скажете?

Винтовка рождает власть 18:10 27/06/14 5

Танки и БТРы на улицах, самолеты и вертолеты в небе, солдаты и офицеры на тротуарах…

В Минске готовятся к празднованию Дня независимости. Обычная картина.

Кто-то спрашивает: «А техника без боекомплектов?» Ему отвечают: «Разумеется».

А почему без? Они вообще есть, эти боекомплекты?

Наверное, есть. Только они никогда не будут использованы по назначению. Воевать не с кем. А даже и будет с кем, то из-за «не хочется» и «не можется» воевать не будут. Такая позиция устраивает всех: и самих воинов, и тех, кого они должны защищать. Парад проводится для обывателей: «Смотрите, сколько у нас техники!» Народ зрелища любит. Может, жители Верхнедвинска и поверят, что вооруженные силы страны обеспечат им мирную жизнь. Поверят, и хорошо. Ведь главное что? Чтобы не было, как на Украине. Обыватель, интеллектуал, генерал и президент Беларуси спорить относительно этого утверждения не станут.

В Украине винтовка, действительно, рождает власть. ПЗРК, БТР, АК… Сразу на Майдане, теперь в Донбассе. Так случилось, что оружие стали применять по назначению, не для парадов. Убивают и умирают. Потому что работа воина – идти на смерть. Работа белорусского военного – досидеть до отставки в 45 лет, чтобы потом получать хорошую пенсию и еще лет двадцать работать «на гражданке».

Не хотите воевать, боитесь за свою жизнь, не считаете возможным убивать людей – не воюйте, ваше право! Но парадом-то зачем себя обманывать? Вот Литва тоже не агрессивное государство, так в Вильнюсе и не проходят военные парады. Или все-таки миролюбие белорусов и белорусского государства – лишь один из мифов, которым кормимся сами и которым пытаемся накормить других? Может, живем по чеховскому театральному закону: ружье, висящее на стене, должно выстрелить?

Пока отсиживаемся, изображая нейтралитет. Но времена идут неспокойные, вдруг история повернется так, что отсидеться не получится. Я бы хотел, чтобы в тот момент белорусы оказались настоящими вояками. «За мир во всем мире», но с оружием в руках. За расчетами гаубиц, а не на тротуарах улиц, по которым будут ехать то ли союзные, то ли вражеские танки.


Раздел Украины в интересах Беларуси 12:25 10/06/14 18

Экспертная, оппозиционная и провластная публика «синеокой» как-то слишком «напрягается» относительно целостности Украины. Странно, право слово. Как будто не замечают перспектив, которые открываются перед нами, если будет не одна Украина, а их будет, скажем, три: собственно Украина, Новороссия и Галичина.

Во-первых, произойдет ослабление хозяйственных отношений на территории прежней Украины, и Беларусь сможет занять открывшиеся на новых рынках ниши.

Во-вторых, проевропейское или проамериканское правительство закрепится, скорее всего, только в «киевской» Украине, Новороссия и Галичина обойдутся без болтовни о демократии и правах человека. Значит, Запад будет вынужден изыскивать возможности для налаживания партнерских отношений с Беларусью.

В-третьих, когда Украина уже на самое больше по площади государство Европы (Россия не в счет) и там живет не 45 млн человек, а всего лишь 15 млн (я просто поделил на три, хотя в Галичине людей будет гораздо меньше), то Беларусь становится важным региональным игроком.

При таком раскладе фантазии о третьем пути (Балто-Черноморский союз, возрождение ВКЛ и т.п.) могут стать реальностью. Пусть Новороссия будет пророссийская, но «киевская» Украина все-таки сохранит за собой выход к Черному морю (Галичина, разумеется, в «пролете», она так и останется сухопутной и аграрной). Это основа для начала долгих переговоров по выстраиванию нового межгосударственного объединения.

Конечно, Литва как член Евросоюза будет мешать работе, но – ничто не вечно под Луною, Евросоюз в том числе, а сама Литва – экономический и политический карлик, потому никуда не денется и присоединится к строительству условного ВКЛ на правах «младшего партнера». Центр нового образования, понятно, должен быть в Минске, потому что Киев, как показывает история 23 лет независимости Украины, не способен быть центром, там сплошь атаманы и гетманы, а не государственные мужи.

Возможно, наши выгоды будут иного характера, спорить не стану. Я лишь поднимаю тему, а не предлагаю точные схемы реализации будущей политики белорусского государства, которое, как и всякое другое государство, должно крепить свое могущество за счет ослабления соседей.

Полагаю, что плюсы от раздела Украины для Беларуси уже описаны в общих чертах специалистами из администрации Александра Лукашенко. Другое дело, что ни они, ни сам Лукашенко не могут в нынешних условиях публично говорить о таких вещах: надо же нравиться Западу и киевской власти как его проводнику. Ну, а как только Украина посыплется, тут планы белорусских стратегов выйдут в публичное пространство.

Что касается оппозиционного «За единую Украину!», то этим можно пренебречь. Вот окажутся нынешние оппозиционеры во власти, а Украины к тому времени будет три, они что, будут заниматься ее объединением? Нет, они будут укреплять Беларусь, «пользуясь» и Новороссией, и Галичиной, и Украиной.


Донецк и Луганск: кинутые Россией 12:59 13/05/14 10

Как все хорошо обернулось в Донецкой и Луганской областях: провели референдумы, не прислушавшись к пожеланию Путина отложить на некоторое время их проведение.

Теперь мужики из Славянска не марионетки российских спецслужб, а вполне себе самостоятельные люди, которые не хотят подчиняться всяким турчиновым, аваковым и прочим парубиям и наливайченко.

Тут мне сказали, что во вчерашней передаче Соловьева на российском телевидении по полной сливали Донецк и Луганск. Будь я на месте повстанцев, я бы только приветствовал такой ход событий. Не надо «щемиться» в Россию, надо создавать свое государство и вынудить Россию признать его. Признает, никуда не денется. Кремль не захочет признавать, народ российский заставит его сделать это.

Майдан вышвыривал Януковича – я был за Майдан.

Славянск отрекается от Киева – я на стороне Славянска. Потому что нынешние киевские власти, суть, те же персоны, только из другого клана. Что, Турчинов – новое лицо украинской политики? А он как-никак и.о. президента.

Да и вообще это нормально поддерживать восставший народ. Народ просто так не восстает, он восстает, когда правители очень плохо к нему относятся.

Или не народ в Донецке и Луганске? Авантюристы и бандиты, которым Москва пообещала поддержку, а теперь кинула?

Может, и так. Но если новое государство состоится, то историкам и публицистам только и останется, что искать параллели: «Когда-то такое уже было…» И даже будут сравнивать с образованием США. Там же когда-то против англичан выступили. И отнюдь не интеллектуалы выступили (Джефферсона не предлагать, в Донецком университете тоже можно найти какого-нибудь умника, который обоснует что и как насчет самоопределения наций).

Если же нового государства и новой нации (которая не украинская и не русская) не будет, то… Впрочем, я не хочу, чтобы это случилось, поэтому не стану додумывать, что произойдет в таком случае.

Были только белорусы, русские и украинцы, теперь будут еще и… Не знаю, как их назвать. Думаю, имя отыщется само собой.

Европой руководят либо трусы, либо болваны 15:55 21/04/14 23

У Евросоюза был шанс, но он им не воспользовался. Теперь неизвестно, когда появится новая возможность для Европы заявить, что она, во-первых, хозяйка у себя дома, а во-вторых, является полноправным геополитическим игроком.

А всего-то нужно было сказать представительнице государственного департамента США Виктории Нуланд: «Послушай, а и иди-ка ты прочь с нашего Майдана и раздавай печенье на границе США с Мексикой. У нас своих кондитерских изделий вдоволь».

Украина находится в Европе, она граничит с Евросоюзом и Россией. Что вообще США делают там?

Если бы Нуланд вовремя указали на ее место, то сейчас не было бы таких странных переговоров по Украине. Черт знает что! Керри и Лавров решают, что лучше для Украины. Почему Лавров, понятно: Украина – территория бывшего СССР, а Россия является его правопреемницей, плюс Крым, плюс русскоязычное население и т.д. и т.п. Но Керри тут с какого боку? Пусть едет в Монреаль или Оттаву чего-то там решать с канадским руководством относительно франкоязычного Квебека.

Какие могут быть интересы у США в Украине? Там что, готовят ядерный удар по штату Юта? Или, может, в лагерях под Львовом тренируют исламских боевиков?

Интересы другие: подорвать влияние в регионе России и Евросоюза.

Путин уже научился дипломатично посылать штаты куда подальше (по крайней мере, делает вид, что научился), но европейцы, европейцы-то!.. Да не Керри должен был говорить с Лавровым об Украине, а Эштон вместе с руководителем украинского МИДа Дещицей.

Вот так прямо и сказать союзникам по НАТО: «Извините, коллеги, но с проблемами в Украине Евросоюз разберется без вас. России в качестве партнера нам будет вполне достаточно». А украинцам, которые по своей провинциальной привычке слишком верят в силу США, объяснить: «Вытаскивать вас из кризиса будем мы и Россия, так что смиритесь с отсутствием штатов в этой игре».

Но кто такое скажет? Англичанка Эштон? Так Великобритания никакой не Евросоюз, эти острова всегда идут в американском фарватере. Наверное, поэтому баронессу и посадили на пост министра иностранных дел ЕС, чтобы у Европы со Штатами было как можно меньше разногласий.

Хотя не одна же Эштон определяет внешнюю политику ЕС. Отчего не восстанут против США прочие еврокомиссары и депутаты Европарламента?

Да все оттого, что слишком пекутся о материальном благополучии своих граждан и перестали заботиться о том, чтобы Европа усиливала свое политическое влияния в мире. Украина и Россия сделали ей подарок: «Ну, старушка Европа, скажи свое слово!» И старушка сказала: пусть вместо меня решает Америка.

И после этого быть европейцем… Тьфу!

Так мы за Россию или против? 12:20 19/03/14 10

На негосударственных сайтах и в фейсбуке Россию и Путина полощут как агрессоров, империалистов, разжигателей чуть не третьей мировой войны и желают им обломать на Украине не только зубы, но и руки, и ноги, и хребет.

Официальная пропаганда долго сохраняла нейтралитет, но прошедший в Крыму референдум все-таки заставил ее определиться: «Позиция» Гигина на ОНТ в понедельник 17-го февраля «шла» в пользу России. Большинство гостей в студии, как и сам ведущий, были явно не на стороне неделимой и суверенной Украины, а голосование зрителей закрепило «победу» такого видения ситуации вокруг Крыма с разгромным для Киева счетом: 8 к 1.

Официальный Минск, от всей души ненавидящий и Путина, и всю московскую власть, напряженно думал, как бы ему остаться в стороне от этой разборки двух «братских» народов. Думал, думал и придумал: самолеты в Барановичах приземлились уже давно, просто до конфликта между Россией и Украиной их никто не замечал. «Я не я и хата не моя». В этот раз такой финт у Александра Лукашенко не прошел. Очень не хочется быть союзником России в такой момент, но Россия, по-видимому, нашла убедительные аргументы, с которыми Лукашенко не мог не согласиться (интересно было бы узнать, что это за аргументы).

Граждане в массе против Майдана и, тем более, против войны. А еще не хотят ссориться с Россией.

Вот такой набор позиций. Тогда кто такие МЫ, которые за или против России? Официальные власти, люди фейсбука или подавляющее большинство граждан? Последние, между прочим, являют собой репрезентацию желания многих первых и вторых не быть ни на Западе, ни на Востоке. «Сами по себе». Но по той причине, что такое в современном мире невозможно, то альтернатива – Балто-Черноморский коллектор.

Однако народ не может отвечать за реализацию этого проекта. Что касается теперешних властей, то они готовы только говорить о коллекторе, но приблизить его реализацию не в силах. Да и с кем его строить? С Украиной, в которой вечно бардак? А будущие власти… я не знаю, кто это, не люди фейсбука же.

Выходит, что, не желая быть ни с Россией, ни с Евросоюзом, мы оказываемся НИГДЕ. Не так уж плохо, если бы это в действительности было так. Но наше «нигде» - и российско-украинский кризис обнажает это с предельной ясностью – лишь свидетельствует о том, что к нам (стране в целом) никто серьезно не относится. Дошарахались из стороны в сторону.

Все имперцы, даже скучнейшая Швеция 15:35 17/03/14 3

В Крыму радуются.

В Москве потирают руки.

В Киеве скрежещут зубами.

В Брюсселе делают удивленные глаза.

В Вашингтоне чешут затылки.

Референдум признали только Сирия и КНДР.

А надо, чтобы признало «мировое сообщество»?

Нет, не надо. Крымчане захотели в Россию, Россия захотела крымчан. Татарское население полуострова в массе бойкотировало референдум. Оно и понятно: в 1944 году Москва депортировала их из Крыма.

Ну да, провести референдум о присоединении к России помогли «вежливые военные» без опознавательных знаков. Что это были за военные на самом деле? Разумеется, российские.

Был бы проведен референдум без этой помощи?

Нет, не был бы.

Но случилось то, что случилось. После принятия Думой и Советом Федерации Крыма в состав России забрать его у последней можно будет только силой.

Возмущение многих украинцев понятно. Полагаю, они должны мстить за это Москве. Справедливо (я бы на их месте тоже старался доставить Кремлю максимум неудобств).

Ответные действия Москвы также будут справедливыми.

Однако в разных СМИ будут говорить лишь об одном из двух видов такой «справедливости». Что поделать, информационная война: ВРАЛИ, ВРУТ И БУДУТ ВРАТЬ как с российской, так и с украинской (плюс западной) стороны. Во втором случае, конечно, посдержаннее, нежели на "блевотных" Первом и РТР.

Ну, а насчет нерушимости границ… Они еще не раз будут перекроены.

В Беларуси вон постоянно про Смоленск, Белосток и Вильню говорят «наши города». А вдруг так случится, что кто-то из соседей ослабнет, а мы, напротив, будем невероятно сильны – неужели не отхватим «исторически белорусские земли»? Или поляки со своей «любовью» к западной Беларуси… Так что все имперцы. Даже скучная и сытая Швеция сейчас вспоминает себя великую при Карле XII: «Ах, как я куролесила на территории Польши и Украины в 18 веке!..»


 А зачем козе Майдан? 21:14 26/01/14 10

Белорусский квёлый политикум вдруг оживился.

Не местные выборы его встряхнули, разумеется. Что такое выборы в Беларуси? Ничего. Если не принимать во внимание возможность для многих оппозиционеров в очередной раз заявить в СМИ, что власти плохо к ним относятся: не регистрируют инициативные группы, снимают с выборов, фальсифицируют итоги голосований и т.д. От многолетних стенаний такого сорта еще никто в Беларуси не ожил. Другое дело Майдан.

Майдан теперь наше все! И сайты все Майданом забиты, и головы политизированного меньшинства.

Было время, по Навальному с ума сходили. Сейчас Алексей периодически сообщает читателям «Эха Москвы» об очередном коррупционере, и он уже мало интересен белорусской публике.

Нет Навального, есть Майдан. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало: пусть обманывает себя, что и в Беларуси уже в ближайшее время случится настоящее восстание народа против автократии.

Может, когда-то и случится, но точно не в ближайшее время. «Верхи не могут, низы не хотят» - это не про теперешнюю Беларусь. В Украине верхи, однозначно, не могут. Что касается низов, то только активная их часть не хочет. Причем эта активная часть почти вся родом из западной и чутка из центральной Украины.

Единой Украины нет – единая Беларусь есть. Донецк и Ровно словно бы находятся в разных странах. А можно ли представить, чтобы в Гродно, Лиде, Бресте, Барановичах восставшие захватывали административные здания, а в Витебске и Могилеве губернаторы держали ситуацию под контролем?

В 2010-м даже в Минске ничего похожего на революцию не произошло, что уж говорить про Брест или Лиду. Вышло каких-то сорок тысяч, тогда как в столице Лукашенко однозначно не выиграл в первом туре. Вышло в 20.00, чтобы в 22.30 разойтись по домам, а в 22.45 убежать от омоновцев.

Где парни в касках, с дубинками, фанерными щитами и «коктейлями Молотова»? Они в Киеве, приехали в столицу из Львова и Черновцов. В Минск их тоже из западной Украины завозить?

А где белорусские бунтующие депутаты? Наверное, бунтуют в своих квартирах против жен, мужей, детей или, напротив, усмиряют семейные бунты.

Яценюк – лидер фракции в Раде. Он на Майдане – значит, кулуарно вопрос не решается.

Кличко – лидер другой фракции. К тому же человек, которого знает вся Украина.

Кто у нас, в Беларуси, будет олицетворением раскола во власти? Руководитель Минской области Семен Шапиро или министр обороны Юрий Жадобин? Кто?

Итак… «Народец» не расколот (на запад-восток, католиков-православных или как-то еще). Боевиков нет. Власть монолитна.

И чего хочет (если верхи могут, то низы хотят) не расколотый народ, который не вырастил боевиков и смиряется с сильной централизованной властью?

А хочет он, чтобы было так, как теперь (при Лукашенко), только лучше. Сожженные автобусы, разобранная брусчатка, раненые и убитые в Киеве – вот что такое Майдан для большинства белорусов. И это не лучше, а хуже, чем при Лукашенко.

«Западенцами-бандеровцами» движет НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, которая не нуждается ни в Кличко, ни в Яценюке, ни в Тягнибоке. «Украина, или смерть!» Белорусами же руководит мещанский уют: ему революции противопоказаны.

Тогда зачем нашей «козе», то есть политизированному меньшинству (или его части), белорусский Майдан, если у нее нет сил выстоять на нем, а у народа нет желания ее поддерживать?

Полагаю, белорусский Майдан ей и не особенно нужен, она просто наслаждается созерцанием чужой воли, по ходу приободряя себя надеждой, что и она способна «размайданить» Беларусь.

 Запретить Майдан! 00:04 16/12/13 10

Нет, нет, пусть они там, в Киеве, сами разбираются, чего дальше делать. Я только зритель, которому может нравиться или не нравиться их «кино». Ну, скажу я чего-то о Майдане, от моих слов что, в Украине чаша весов склонится в чью-либо пользу?

Майдан, он украинский. А вот белорусские разговоры о нем…

Не в обществе в целом, разумеется. За месяц я ни разу не слышал о Майдане ни в общественном транспорте, ни в магазине, ни на «Комаровском» рынке, ни в клубе, ни в ресторане, ни где-то еще за пределами «оппозиционной и экспертной» тусовки.

Зато на негосударственных – более или менее политизированных – сайтах от Майдана в глазах рябит.

Зачем столько Майдана?

Чтобы «заразить» протестом посетителей сайтов?

Не получится: те, кто выходил на площадь, выйдет при случае опять, а прочие так и будут почитывать новости.

Чтобы «пристыдить» белорусов?

Так они нестыдливые, если дело касается политики: «Думайте о нас что хотите, но мы и Лукашенко со спокойной совестью перетерпим».

Чтобы показать ЕС и России, на чьей стороне политизированное меньшинство?

Ну, это вообще антимайдан какой-то: не для своего народа, а для внешнего наблюдателя.

Сегодня на сайтах один Майдан, несколько месяцев назад на белорусских читателей «набрасывался» Навальный, и неизменное смысловое сопровождение: «Когда же у нас будет то же самое?»

Нет у нас «майдана», нет у нас условного Навального, и чего? Миллионы белорусов прекрасно себя чувствуют как без «майдана», так и без «Навального». И я предлагаю сайтам перестать нас пичкать Майданом (Навальный, к счастью, сейчас только рассказывает на «Эхо Москвы» про то, как воруют российские чиновники – эка невидаль для России, – потому наши СМИ о нем позабыли).

Запретить Майдан нельзя, и это хорошо. Но не писать столько много о нем в Беларуси можно. Это даже полезно. Чем меньше мы будем сравнивать себя с соседями, тем больше будут наши шансы сделать что-то стоящее по-своему.

Прекрасная Украина 00:13 29/11/13 6

Вообще-то так и надо: «Хочу – подписываю, не хочу – не подписываю». Тут главное не чтО подписываю или не подписываю, а то, что делаю это Я, основываясь исключительно на личных соображениях и желаниях.

Евросоюзовские бюрократы спят и видят, как они расширяют границы своей империи.

А как ее расширить?

Еще сто лет назад за территорию воевали. Сегодня ограничиваются тайной дипломатией. Вот и результат: быть ассоциации или не быть ассоциации? Сразу думали, что быть. Причем все так думали: и Брюссель, и Киев. Потом второй передумал.

«Путин, Путин!»

А если и Путин, то все равно Янукович и Азаров принимали решение.

И на Евромайдане то же самое говорят: «Виновных надо искать внутри Украины».

Если руководство страны так легко «прогибается» перед Путиным, то к черту такое руководство!

Полностью согласен.

Правда, туда же – к черту – следовало бы отправить и то руководство, которое бы прогнулось перед прозаседавшимися в Брюсселе.

Украина – независимое государство? Независимое.

Имеет право поступать так, как ей выгодно? Имеет.

Янукович – законно избранный президент? Законно.

В таком случае, кто может выдвигать претензии украинской власти?

Только украинский народ.

И часть украинского народа вышла на Евромайдан. Очень хорошо, что вышла. Добьется отставки Азарова и ухода Януковича – так тому и быть. Не добьется – значит, не добьется.

Но кто знает, что про Януковича будет думать большинство украинцев в 2015 году? Быть может, ему еще аукнется «прогиб под Путина», и президентом Украины вместо него станет… выбираем шутки ради из тройки: Кличко, Яценюк, Тягнибок.

Ушел Кравчук, ушел Кучма, ушел Ющенко. И что? Да ничего: пришел Янукович, а Украина все та же, какой была еще при гетманах: скандалы, «кидалово» и неукротимая демократия.

Cо скандалами и «кидаловом» пора завязывать. А вот демократию укрощать не надо. Без нее Я-страны не будет. И скучные эксперты продолжат свою песню про столкновение в Украине интересов Брюсселя и Москвы.

Украине в первую очередь нужно становиться сильным государством, которое бы не раздирали «проевропейские» и «промосковские» страсти и граждане которого не считали бы себя бедными родственниками ЕС или России. Как только она станет таким государством, то и ассоциация с ЕС ей будет не очень нужна.

С момента распада СССР прошло 22 года. Украине пора повзрослеть и рассчитывать на собственные силы, а не на мамку Россию (от которой бежала в начале 90-х) или на папку Евросоюз (который в своем теперешнем состоянии не может обещает ей обеспеченную жизнь).

У нас в Беларуси нет такой напряженной политической жизни, как в Украине, но их майдан и наше «болото» свидетельствуют об одном и том же: мы плохо распорядились вдруг обретенной независимостью.

Прекрасная Украина напоминает нам об этом очередным всплеском демократии.

Хорошо. Очень хорошо.

Areszka Vaclau8
Miкалай Галко 4
Агафонов Артем28
Астаповіч Антон201
Атаманчик Кирилл10
Афанасьев Марат2
Балыкин Сергей59
Баранчик Юрий26
Бародка Змiцер12
Бастунец Aндрей4
Берникович Ярослав
Бондаренко Андрей6
Бондарчук Дмитрий 1
Борисов Игорь 1
Бухвостов Александр42
Бяляцкі Алесь32
Варламов
Васьковіч Яўген 6
Васілевіч Наталля16
Виноградов Павел27
Возняк Сергей2
Волчанин Александр140
Волчек Олег48
Вольскі Лявон
Воронежцев Юрий29
Вячорка Вінцук3
Гайдукевич Олег158
Галко Дзмiтры 1
Глушаков Юрий2
Гончар Юрий10
Горбачев Виктор21
Грачанікава Тацяна56
Губаревич Юрий13
Гузь Игорь4
Гурневіч Дзмітры59
Дашкевич Денис11
Дашкевіч Зьміцер76
Дзмітрыеў Андрэй 177
Добровольский Александр
Драко Игорь122
Дудкин Вячеслав20
Дудкін Яўген
Егоров Андрей2
Елисеев Алексей2
Закревская Оксана8
Залеўскі Алесь2
Знавец Павел277
Ивашкевич Виктор18
Кавалькова Вольга8
Кадыров Михаил283
Канапацкая Ганна4
Карач Ольга69
Карлюк Кирилл
Карпаў Стась14
Квятковский Северин3
Ким Андрей3
Кобрусеў Дзяніс5
Корбан Олег13
Короткевич Татьяна73
Коршунов Станислав
Костка Валерий 1
Краўцэвіч Аляксандар6
Кузнецов Павел4
Кузнецов Пётр80
Кулинка Наталья5
Кустава Валярына101
Лабковіч Уладзімір2
Лавникевич Денис16
Лагвінец Алесь
Лазаренков Валентин19
Лебедько Анатолий552
Ледник Игорь29
Лисецкая Арина3
Лінкевіч Алена
Мажейка Павел
Марголин Лев81
Мартинович Виктор4
Марцелев Сергей28
Масловский Игорь62
Мельников Игорь82
Микулин Александр
Мирзаянова Людмила40
Михалевич Алесь10
Михалок Сергей
Мяцеліца Алег
Навіцкі Юрась88
Насанович Лариса11
Невар Леонид5
Николюк Сергей3
Новиков Олег3
Новикова Татьяна75
Новосяд Владимир27
Някляеў Уладзiмiр205
Огурцов Евгений124
Ольга_К2
Палажанка Наста5
Парсюкевич Сергей3
Пастухов Михаил3
Паулау Пит
Пашкевич Михаил9
Паўлаў Піт
Петрушкевич Дмитрий5
Пикулик Алексей1
Подберезский Дмитрий3
Подгол Владимир382
Помидоров Александр4
Почобут Анджей72
Ревяко Татьяна3
Рудковский Петр6
Рымашэўскі Віталь99
Рынкевич Игорь15
Сагидулина Лидия14
Садовская Мария5
Садовский Петр8
Самуйлова Оксана7
Санотенко Анатолий22
Севярынец Павел182
Случак Ігар30
Солодкий Юрий9
Стариков Артем
Статкевич Екатерина3
Стэфановіч Валянцін4
Суднік Станіслаў7
Сілкоў Алесь1
Сіўчык Вячаслаў1
Тарайкевич Маргарита111
Тимошек Зинаида
Томкович Александр
Федута Александр26
Финькевич Артур4
Франак Вячорка11
Фролов Валерий20
Халип Владимир
Хомич Марина8
Чайчыц Алесь64
Чаусов Юрий
Шеремет Павел192
Шумченко Анатолий111
Шутов Алесь11
Шыталь Кастусь4
Шэiн Аляксей4
Щекаревич Игорь19
Щукин Валерий97
Юрий Алейник6
Янукевич Алексей2