Политическое айкидо

Айкидо — боевое искусство Востока, основной принцип которого — использование силы противника против него самого. Доказано: когда движения и партии слишком часто используют одни и те же формы ненасильственного протеста, они становятся для властей предсказуемыми. Подобную однообразную тактику ненасилия можно сравнить с движущимися фигурками уток или оленей в тире, где силовые структуры с удовольствием стреляют по «мишеням». Успешные ненасильственные движения обычно комбинируют протесты и демонстрации с удачно выбранными по времени забастовками, бойкотами, неторопливой работой, массовыми прогулами и т.п. Подобные действия принуждают режим к распылению своего репрессивного потенциала до беспомощного состояния. С точки зрения большинства беларусов, бюрократический аппарат, состоящий из десятков тысяч чиновников, офицеров и рядовых исполнителей, — это четко выстроенная система, сопротивляться которой не имеет смысла. Отчасти это правда, когда мы говорим о традиционных формах политического противостояния. Выборы, акции протеста, пикеты солидарности, заявления политических партий и организаций — вот, пожалуй, все возможности, которые годами использует беларусская оппозиция в борьбе с режимом . Безусловно, тому есть объективные причины — мощный репрессивный аппарат, ограниченность людских и финансовых ресурсов. Но, на мой взгляд, есть еще один показатель кризиса сопротивления — отсутствие креативного подхода. А ведь креатив, как говорит один мой знакомый режиссер, — это мышца, её можно и нужно "качать". В условиях ограниченности ресурсов выход один: не ограничиваться в идеях. Искать новые нестандартные пути сопротивления диктатуре. И один из методов поиска нового — использовать власть против нее самой или политическое айкидо. В качестве примера приведу один эпизод успешного противостояния системе из автобиографии Владимира Буковского. В своей книге известный диссидент эпохи СССР описывает борьбу политических заключенных за право не работать на вредных тюремных производствах. Идея была проста — использовать бюрократический аппарат против самого себя. Поскольку чиновники обязаны были рассматривать каждое обращение, заключенные начали писать жалобы массово и по любому поводу. На каком-то этапе количество жалоб стало запредельным и система дала сбой: количество недовольства отразилось на системных показателях, что было использовано самими чиновниками для межведомственной войны. Район и область перешли из разряда передовых в разряд отстающих — и начался поиск виноватых в этом. В результате кого-то наказали, кого-то уволили, а заключенные добились поставленной цели: уже через год они не работали на вредном производстве. Это лишь один случай успешного противостояния режиму, отличный от массовых демонстраций и митингов. Последние, кстати, по мнению легендарного идеолога «цветных революций» Джина Шарпа, в сегодняшней Беларуси практического эффекта иметь не могут: "Массовые демонстрации носят исключительно символический характер», - говорит Джин Шарп. - Если режим относительно демократичен - это работает. Но чем авторитарнее режим, тем больше нужно сделать для того, чтобы отобрать у него источники власти. А символизм правительств не меняет". В Беларуси сегодняшней - старых форм протеста недостаточно. Режим играет по правилам игры без правил. Не пора ли и нам избавиться от штампов? Дмитрий Бородко, координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь».
21.05.12 14:12
загружаются комментарии

Змiцер Бародка