Рабы и хамы

Рабство и хамство неразделимы, как две стороны одной медали. Одно порождает другое. Считают, что уже рабства нет, все в прошлом. Но так ли это? Давайте зададим себе вопрос. Свободен ли я? Принадлежу я только себе или являюсь  чей-то собственностью? Есть ли у меня свобода выбора, есть ли возможность жить так, как  я  бы хотел? Если задумаешься, если оценишь свое положение, то увидишь, что ты не принадлежишь себе в полной мере, что ты по существу раб. У тебя есть хозяин, на которого ты работаешь, есть власть, которая лишила тебя многих прав, держит тебя в страхе за свое положение, и в целом  за свою жизнь. Рабами называют людей, которые не имеют никаких прав, всё выполняют по принуждению своих хозяев. Считается, что рабство – это пережитки прошлого. Но, несмотря на то, что рабовладельческого строя уже давно не существует, в современном мире существует скрытая форма рабства. Рабство может быть прямым и явным, как при рабовладельческом строе и скрытым, которое проявляется в ограничении прав, в первую очередь прав выбора, в зависимости от хозяина на которого  работаешь и во  многих других ограничениях твоих свобод и потребностей. Крайний вид  прямого  рабство, - это, когда человеку надевают ошейник с надписью хозяина. При самодержавных и авторитарных режимах, при диктатурах  скрытые формы рабства переводят в явные.   Этим режимам  так  неймется  надеть на людей ошейник, вытравить из сознания свободомыслие и гражданственность. «Твое дело – работать, исполнять свой «долг», а мы за тебя все решим». Эта фраза была на устах самых разных правителей. «Мы – твои начальники, господа, депутаты, президенты… Ты только не думай, не воображай себя свободным. Ты – наш раб, холоп…» И большинство  соглашается с этим, не задумываясь о своем положение . Современными рабами можно назвать людей многих профессий, которые работают нелегально. На этот шаг их толкает нищета, не по своей воле они становятся рабами. Мужчины идут работать строителями, грузчиками, но их начальники совершенно не беспокоятся о благополучии своих рабочих, не дают им никаких социальных гарантий, постоянно снижают уровень заработной платы. Женщины едут на заработки в другие страны, работают там стриптизершами, их принуждают заниматься проституцией, отбирают паспорта, мобильные телефоны. Многие жители даже крупных городов были бы рады сменить работу на более высокооплачиваемую, переехать в другой город или даже страну, поменять старую хрущевку на более просторную светлую квартиру, подняться по карьерной лестнице. Но у них нет возможности, так как не хватает денежных средств.     Вот и получается, что власть у тех, у кого есть большие деньги. Они могут позволить себе если не всё, то очень многое. Они правят миром. А все простые люди, проще говоря, народ, у них в подчинении. Народ вынужден всю жизнь работать за копеечную зарплату, распределять ее на месяц скромного проживания, едва ли хватает обеспечить себя самыми необходимыми вещами возможностей. А кредитные системы, втягивающие людей порой в пожизненную кабалу, когда они должны банкам всё больше и больше денег.  Примеров вынуждения и принуждения  существует много.  Все это смело можно называть современным рабством, которое, вовсю, процветает, оно с нами сейчас и повсюду. Вроде ничего не мешает народу изменить  свою жизни к лучшему.  Говорят,  нет для этого возможностей.  Но главная причина   – рабское сознание, раб, живущий в душах  у большинства народа.    В. Ленин писал: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой бессознательной и бессловесной жизни, есть просто раб.  Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам». Революции изменяли отношения в обществе, но   сознание большинства людей не менялось.  И бывший раб, получив власть, становился  господином, хамом. Одних хамов меняли другие.  Действительно хамство непобедимо, пока в душе людей живет раб. Убейте в себе раба, и хамство исчезнет, растворится.  Вряд ли выразительнее можно дать определение хамству, чем сделал С. Довлатов: «Хамство,  тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. Именно, безнаказанностью своей, хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство — это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного — слабому», потому что хамство — это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство — это неравенство».  Рабство и хамство вжилось в души людей, стали образом мышления, менталитетом. . Нас учили, что народ всегда прав. А использовали его как механизм для захвата власти, как инструмент ее удержания. Массы можно одурачить, убедить, обмануть и... использовать. На необъятной территории Российской империи  сотни лет внушали и вбивали в головы людей   веру в хорошего царя и господина, что любая власть от бога.  Людей заставляли быть смиренными и униженными,  превращая их в послушных, бессловесных и равнодушных к своему положению рабов,  служащих сильным мира сего -  холопов. Верьте царю и церкви! Верьте партии,  президенту. Революционеров  объявляли врагами государства и церкви. Немного позже – врагами народа. И уничтожали. Трудно управлять свободными гражданами. Еще тяжелее их организовывать и убеждать. Ведь свободный гражданин не потерпит ложь, лицемерие, невежество и  хамство в любых  проявлениях. В течение многих веков сформировались гены рабства, которые стали передаваться от поколения к поколению.  Ведь управлять рабами, не осознающими своего рабского положения, легко. Дай им прожиточный минимум (как в Беларуси – 743 тыс. рублей) – и достаточно. Можно делать в государстве все, что хочется. Нет свободных людей – нет  народного контроля. Везде свои холопы: госконтроль, парламент, суд, избиркомы, прокуратура.  Все в руках, все свое. Власть опьяняет.  Создает у хамов иллюзию собственного могущества, непогрешимости и всезнайства. А за этим – потакание своим  прихотям. При такой власти человек беззащитен. В такой стране, «государь» может любого своего холопа, даже облаченного государственным саном, унизить, «опустить», а те в свою очередь унижают тех, кто стоит пониже в иерархи  «хам – холоп». В советское время, а в Беларуси и сейчас хамство, хамское отношение к подчиненным является нормой поведения руководителей, методом управления людьми. В цеху, мастер или другой начальник оскорбляет и унижает рабочего, зная, что контрактная система делает работников беззащитными перед беспределом начальства. Директор может унизить начальника цеха, вытирая о его белую рубашку  грязные руки. С человеком обращаются так, как он позволяет. Часто можно услышать от работников: «контрактная система нас сделала рабами», «с нами обращаются, как с рабами». Недовольны. Но бороться против своего положения не хотят. Значит, не осознали - что  рабы. Но  хуже, если понимают, что рабы и соглашаются с такой жизнью,  по холопски служат  хамам.  Многие понимают, что в своей стране они, практически, лишены гражданских прав: права свободно избирать и быть избранными в органы власти, права на независимый и справедливый суд, права на свободу ассоциаций (создания независимых профсоюзов), права на проведение протестных акций, свободу средств массовой информации, высказывания своих мыслей, мнения. Но не предпринимают ничего и остаются  бессловесными и покорными рабами. Конечно,  рабы могут взбунтоваться, если им, положим, не дать есть. Поэтому некоторые считают – вот  перестанут платить вовремя зарплату или она снизится и  рабочие выйдут на улицу.  В 2011 году резко снизилась покупательная способность зарплаты, пенсий, но народ перетерпел. На многих предприятиях  Брестской, Витебской областей,  да и других регионов зарплата не достигает или едва превышает два миллиона. Как это далеко от обещанных 500 долларов США.  Но работники молчат. И будут молчать. Причина молчания, я думаю,  понятна. 9-ого января 1905 года рабочие шли к царю с петицией, где основными  требованиями были – свобода, уважение к рабочему человеку.  Люди стали осознавать  свое рабское положение и  не хотели мириться с ним. Революционер – это не тот, кто борется против режима, полагая самому стать на место правителей и стать властью, революционер – тот, кто борется против  холопства и хамства,  борется за свободу, за свободного человека.    В Беларуси, Азербайджане, Туркмении, России правящие группы не хотят отдавать власть. Убирают главный демократический принцип устройства власти – сменяемость. Прикрываются благими намерениями – мифом о стабильности в государстве. Но «благими намерениями устлана дорога в ад». Так оно всегда и бывает. Даже когда это делают, действительно стремясь к благу, но не понимают пути, по которому предстоит идти. Здесь же – простое лицемерие. Власть – наша, отдавать не будем. А народ, который не избавился от рабской психологии, очень просто одурачить, имея монополию на СМИ. Все рассуждения о построении гражданского общества особенно в странах постсоветского пространства – сказки для взрослых. Рабы никогда не построят гражданского общества. Они способны только на то, чтобы одну диктатуру сменить на другую. Потому что гражданское общество – общество свободных людей. Для чего православная церковь канонизировала царя Николая II, сделав из него великомученика? Цель – не дать людям возможности избавиться от рабской психологии, стать свободными. А это и на руку правящей элите, которую поддерживает церковь. Она (церковь) всегда поддерживала царское самодержавие.  Сейчас, поддерживает авторитарную  власть, ибо ей нужны рабы -  прихожане, послушные, запуганные люди. Гражданское общество. Для его создания необходимы:  сменяемость власти,  честные и справедливые выборы в органы власти, свобода слова,   свобода ассоциаций и профсоюзов, и многое другое. Но главное без чего невозможно становление гражданского   общества – гражданского сознание, очищение душ людей от живущего в них раба и, как следствие,  уничтожение хамства..
02.08.12 11:12
загружаются комментарии

Александр Бухвостов