На войне как на войне: записки о нашей журналистике

Статья, опубликованная в газете «Наша Нiва», дает повод поговорить о том, что происходит с нашей журналистикой. И разговор этот я хочу построить вокруг двух цитат. «У нашых канрэтных умовах журналістыка дзеліцца на дзве партыі: недзяржаўную і дзяржаўную. Паводле вызначэння, першая з іх павінна быць заўсёды зацікаўлена ў высвятленні праўды, праўдзівага стану рэчаў, бо толькі праўда служыць сацыяльнаму, палітычнаму і маральнаму прагрэсу грамадства», - пишет автор в самом начале статьи.  А через несколько абзацев поясняет: «Галоўнае ж — пані і панове журналісты забываюць на правіла НЕ НАШКОДЗЬ. Не нашкодзь тым, хто — няхай сабе няўмела — змагаецца за дэмакратыю, за правы і свабоды чалавека, у тым за свабоду слова». По сути, как мне кажется, да и автор сам использует это понятие, речь идет о партийности журналистики. Автор, впрочем, не отказывается от «объективной» журналистики, но противопоставляет ее «объективистской». При том что требование «объективной журналистики» кажется мне проблематичным, я не могу согласиться и с принципом «партийности печати». Объективная журналистика, на мой взгляд, невозможна по той причине, что личность каждого человека сформирована определенной культурой, а значит, несет в себе ценности этой культуры как необходмое условие существования личности.  Другими словами, эти социальные и культурные ценности и составляют нас как личностей, как людей, обладающих сознанием и оценивающих окружающий мир посредством этого сознания.  Освобождение от этих ценностей возможно только посредством принятия других ценностей. Все это, безусловно, прописные истины, которые, впрочем, никогда не лишне произнести вслух опять.  Возможен и другой подход к проблеме объективности в журналистике, который, однако, не меняет сути дела. Журналистика может быть объективной, но ее объективность не прешагивает границы определенного социума. Иначе говоря, мы имеем дело с понятием относительным, а не абсолютным. Невозможность абсолютной объективности, тем не менее, не ведет к объективной необходимости принять требование «партийности» журналистики. Это все, что я хотела сказать по теории вопроса. Теперь перейдем к журналистской практике. В сентябре независимые (или оппозиционные) масс медиа проинформировали читателей о конфискации учебника «Гродноведение» из гродненских книжных магазинов и изъятии книги из библиотеки Гродненского госуниверситета. Чуть позже они сообщили об увольнении с работы историка, кандидата наук, автора учебника, который работал в том же университете. Проправительственные газеты проигнорировали это событие,  в то время как независимые (оппозиционные) медиа сообщали о нем широко. В своих сообщениях они сфокусировались на трех фактах: том, что учебник был конфискован; что историк потерял работу; и что более 350 человек, включая ученых из Беларуси и из-за рубежа, написали открытое письмо министру образования страны в поддержку уволенного преподавателя. Некоторые газеты упоминали также, что история Гродно заканчивается в учебнике на 1991 годе.   То, что осталось вне внимания журналистов, - это вопросы кто, когда и где опубликовал учебник,  а также что случилось (если что-то случилось)  с остальными пятью историками - авторами учебника.  Хотя пару изданий вскользь заметили, что налоговая попросила предоставить декларации о доходах, неясным осталось, относилось ли это требование к одному из авторов или ко всем. Есть и еще информация, которая, используй ее журналисты, могла бы внести ясность в дело об учебнике. Так, в 2008 году Европейское радио для Беларуси сообщало, что в 2008-2009 году в издательстве Гродненского государственного университета имени Янки Купалы напечатают учебник по новому предмету “Гродноведение” тиражом 1 тыс. экземпляров. Еще более интересно то, что в апреле 2012 года БЕЛТА опубликовала, а газета «Беларусь Сегодня» перепечатала информацию, озаглавленную «Первый учебник по истории города вышел в Гродно». Вот текст этой информации, приведенный практически полностью: «Первый учебник по истории города вышел в Гродно, сообщили корреспонденту БЕЛТА в центре массовых коммуникаций Гродненского государственного университета имени Я.Купалы. В книге "Гродназнаўства. Гісторыя еўрапейскага горада" учеными местных вузов собран достаточно редкий и эксклюзивный материал по истории региона. В издании содержатся выдержки из исторических документов, дидактический материал, задания для практических работ, что позволит использовать его в качестве учебника для уникального курса "Гродноведение", который с этого года преподается во всех школах областного центра. Как отметили авторы издания, это первый пример в Беларуси учебника по истории конкретного города. <…> Над изданием работали профессор ГрГУ доктор исторических наук Вячеслав Швед, доцент кафедры белорусской культуры и регионального туризма вуза, кандидат исторических наук Виталий Корнелюк, другие гродненские историки и краеведы. Авторы уверены, что книга является хорошим способом рассказать молодому поколению о прошлом, познакомить с важными событиями и историческими личностями». Очевидно, что речь идет о той же книге,  что 5 месяцев спустя будет подвергнута репрессиям. Кстати, отсутствие среди названных авторов книги фамилии того, кто был позже уволен из университета, тоже должно о чем-то говорить.  Ни один из этих материалов, однако, не вызвал журналистского любопытства и попытки разобраться, что же происходит. А может и было любопытство, но принцип партийности журналистики помешал превратить это любопытство в текст. На войне как на войне? Когда одна группа общества сражается против другой, обе требуют, чтобы журналисты принимали участие в сражениях и диктуют им критерии отбора информации. Как читатель и журналист, осознавая всю свою объективную необъективность, я не могу с этим согласиться..
27.10.12 20:16
загружаются комментарии

Наталья Кулинка