О национальных особенностях диалога

Комментарии к статьям на аналитических сайтах – наглядная иллюстрация раскола белорусского общества. Его составные части, ведя два самостоятельных монолога, все никак не могут вступить в диалог. Способно ли белорусское общество к диалогу? На размещенную на сайте "Новай Еўропы" еще 25 января информационную заметку "Беларусь заняла 141-ю строчку в мировом рейтинге качества жизни" читатели неожиданно ответили потоком комментариев, который до сих пор не останавливается. Всё началось с короткой, но емкой фразы: "Фигня всё это! Нормально мы живем!" Ответ не заставил себя долго ждать: "По телевизору – одни слюни. Всё хорошо. Про то, что кто-то возмущен и высказывается, узнаем только в интернете и на международных каналах". Возможно, на этом обмен репликами по поводу места Беларуси в мировом рейтинге качества жизни мог и завершиться, если бы свою лепту в него не внес 49-летний индивидуальный предприниматель (он назвался "Белорус – независимый!!!"), который, по собственному признанию, "всю свою сознательную жизнь всегда мыслил критически". Пропрезидентское мышление Приведу несколько выдержек из его "критического мышления": "Я вот всё хочу понять, кто же нарушает мои человеческие права? И что это такие за права? Еще раз вам напомню, я за все свои 49 лет ни под чью дудку не пел, быдлом у корыта себя никогда не ощущал, напротив всегда резал правду в глаза, НО, заметьте, ПРАВДУ, а не грязные сплетни". "А за Лукашенко я и все мои близкие голосовали потому, что достойной альтернативы ему ну вот никак не видим... Был бы хотя бы равный – проголосовали бы за него. А за крикунов безмозглых, способных только разрушать, а не созидать, голосуйте Вы сами. Жаль, что нельзя дать Вам попробовать пожить в той "Свободе", которую они бы вам быстренько обеспечили, с зарплатой в ?3000". "Но я ТВЕРДО ЗНАЮ, что если меня кто-то обидит, даже местная власть, я, простой гражданин, ВСЕГДА МОГУ НАЙТИ ПРАВДУ, и последняя, самая надежная инстанция – Администрация Президента РБ". И тут понеслось! Ни одна авторская статья на сайте "Новай Еўропы", полагаю, не собирала столько откликов. Их общее количество составило уже 77. Белорусский диалог: не сближение позиций, а их расхождение Далеко не каждый обмен репликами, соответствующий формальным признакам диалога, таковым является. Приведенный выше пример представляет классическое противостояние двух непересекающихся монологов. При этом каждая из сторон уверена, что борется за правду. Естественно, у каждой из сторон – она своя. У "независимого белоруса", к примеру, носителем "правды" выступает Администрация президента. Казалось бы, смысл общения – в установлении некоторого консенсуса, без которого не возможна социальная общность. Однако 77 обменов репликами, ни на шаг не сблизившими позиции комментаторов сайта, показывают, что в качестве цели общения изначально может выступать не сближение позиций, а, напротив, их расхождение. Из общего объема противостоящих друг другу монологов в 14 страниц мне удалось выбрать лишь один комментарий (4 строки), автор которого пытался найти "золотую средину" между крайними позициями. Приведу его полностью: "Всё, что Вы написали, в целом правда. Только вот насчет честности Лукашенко я сильно сомневаюсь. Но, если подумать, сколько именно экономически выгодных проектов мы потеряли именно из-за Лукашенко. А в результате могли бы жить еще лучше. И оставить то хорошее, что есть у нас. И не всё зависит от Лукашенко. Много зависит от нас. От нашего менталитета" (Witawt). Диалог, как отмечают культурологи, – всегда процесс самоизменения, переосмысления. С кем бы ни вел человек диалог, главным его оппонентом является он сам. Только в таком диалоге и может родиться истина. Об этом и попытался напомнить комментаторам Witawt, но не был услышан. Диалог требует хотя бы минимального элемента изначального единства. Эта та печка, от которой возможно движение навстречу друг другу, но этого минимума у комментаторов как раз и не нашлось. Для диалога необходима предварительная способность к позитивной эмоциональной реакции друг на друга, "позитив" же в нашем случае сводился к репликам типа: "Честно скажу – хрень написали!" "Правильно делает, что поливает их грязью. Ты слышал, что они про нас говорят?" Понятно, что я выбрал наиболее корректные примеры. Диалог – категория историческая. В традиционных обществах прошлого преобладало монологическое мышление, направленное на сохранение сложившихся отношений. "Традиционный человек" если и меняет свои оценки, то в режиме инверсии (переворачивания), когда одна крайность меняется на другую. Образцы такого инверсионного мышления нам регулярно демонстрирует Лукашенко. Напомню лишь один пример, выбранный наугад и относящийся к событиям 19 декабря: "Наелись демократии. Тут крыть нечем, и я в том числе виноват, но и вы очень хотели подемократизироваться. Получили, увидели, давайте действовать и идти от жизни, от людей. То же самое рыночная экономика – наелись". Вот так. Без каких-либо попыток приступить к синтезу крайних позиций (демократия – авторитаризм, рынок – административное регулирование) происходит метание из одной крайности в другую. Как работает "авторитарный менталитет" Как я уже неоднократно подчеркивал, раскол является главной характеристикой белорусского общества. По мнению историка Александра Ахиезера, "раскол есть особое состояние социальной системы, для которого характерен стойкий длительный разрыв коммуникаций между слоями общества, жизненно важными для целого, их стойкое отчуждение друг от друга, невозможность взаимопроникновения смыслами и, следовательно, их социального взаимопроникновения". Комментарии к материалу на "Новай Еўропе" – иллюстрация такого разрыва коммуникаций. Этот разрыв и является нашей главной проблемой, а не последний диктатор Европы, который сам есть лишь следствие разрыва коммуникаций между частями расколотого белорусского общества. Прав пользователь Witawt, много зависит от нас, от нашего менталитета. Если под культурой понимать набор внебиологических программ, ответственных за приспособление человека к внешним изменениям, то менталитет отвечает за включение конкретных программы в режиме "здесь и сейчас". Допустим, наш "Белорус – независимый!!!" начинает испытывать дискомфорт под давлением неблагоприятных внешних обстоятельств. Его авторитарный менталитет для руководства к действию выбирает программу, в основе которой лежит вера в главу государства как в носителя высшей правды. Эта вера и диктует ему письмо-жалобу в Администрацию президента. Он воспринимает Лукашенко в качестве главы патриархальной семьи (батьки), самой судьбой ниспосланного заботиться о своих детях. Это благодаря ему "у нас хорошие дороги, чистота на улицах, капитальный ремонт нашей 30-летней пятиэтажки проведен полностью, очень качественно и бесплатно для жителей независимо от права владения жильем". Разумеется, мы еще далеки от идеала: "Хотелось бы и продуктов подешевле, и зарплату, как в Германии. Но нашего президента, кажется, зовут Александр Григорьевич, а не Иисус Христос. Всему свое время". Ну как тут вступить в диалог с целью поиска консенсуса с человеком, утверждающим, что капитальный ремонт домов в Беларуси делается бесплатно. Для того чтобы убедиться в обратном достаточно заглянуть в жировку: ежемесячно с каждого квартиросъемщика взимается плата за капитальный ремонт. Платим мы все, а капитальный ремонт в соответствии с нормативами делается немногим. Отсюда и иллюзия "бесплатности", которую "независимый беларус" воспринимает как очередную заботу со стороны батьки. Если посмотреть на белорусскую ситуацию из... Америки Учитывая, что многие комментаторы для доказательства своей правоты проводили сравнение уровня жизни в Беларуси, России и Европе, я также решил опуститься на бытовой уровень, благо мое нынешнее положение позволяет это сделать. Эту статью я пишу, наблюдая жизнь из окна дома N142, расположенного на уютной улочке Fairhill в городе Wilmington штата Делавэр. Любой желающий может набрать в поисковике номер дома, улицу и город, чтобы ознакомиться с его характеристиками и стоимостью. Это дом моей младшей дочери и ее мужа – рядовых инженеров-химиков, работающих на одном из заводов концерна Дюпона (я на три месяца оказался в няньках). Соседний дом N146 продается. В интернете есть все его характеристики с фотографиями. Рекомендую. И район отличный: дома разбросаны среди леса, поэтому здесь никого не удивляют олени, выбегающие на дорогу, а на днях на заднем дворе дома я нашел крольчат. Из окна я вижу, как к дому напротив подъехала машина UPS (почта). Водитель с посылкой позвонил в дверь, но видимо в доме никого нет, и он оставил посылку просто на ступеньках дома. Кстати, уходя на работу, запирать двери тут не принято. А теперь для баланса "правды" привожу фрагмент из русскоязычной Википедии: "Социальные проблемы Уилмингтона также типичны для городов северо-востока США и связаны в основном с негритянским населением. Каждый пятый житель города и каждая шестая семья живут за чертой бедности, проблемой является высокий уровень преступности (особенно тяжких преступлений, рекордные 27 убийств в 2010-м), распространение наркомании и ВИЧ. В городе один из самых высоких в США уровень инфицированности ВИЧ, носителями вируса в основном являются молодые люди, употребляющие наркотики". Как говорили в годы моей молодости: "Америка – страна контрастов". У одних две новых машины в гараже и кролики плодятся на заднем дворе, а другим приходится жить за чертой бедности. Но что значит "приходится"? Два года назад моя дочь и ее муж, также иммигрант в первом поколении, окончили один из самых дешевых университетов Нью-Йорка, на престижные гарварды и принстоны не было денег. Учебе в университете предшествовали годы жизни, когда приходилось заниматься любой работой. Есть такая пословица в Америке: "Каждый иммигрант должен съесть ложку своего дерьма". Ничего даром в Америке не бывает. Рожала моя дочь в понедельник, а последним ее рабочим днем была пятница. Здесь нет такого понятия "дородовый отпуск", а послеродовый составляет 6 недель, вот мне и приходится сидеть в няньках. Вернусь в Минск, ребенка отдадут в сад. Это удовольствие будет стоить $250 долларов в неделю. Такая вот она, американская правда в моем изложении. Тем не менее, заключительная часть моей статьи не об Америке, и тем более не о доме моей дочери. Это часть моего внутреннего диалога. Он продолжается и с моими американскими родственниками и знакомыми, и с экспертами, во время чтения аналитических материалов. Америка – страна, рожденная в диалоге. Поэтому далеко не случайно Войну за независимость жители бывших английских колоний в конце XVIII века начали под лозунгом "Нет налогов без представительства". Они отказались подчиняться власти короля, не признавшего их права самостоятельно обсуждать собственные проблемы. Отсюда и результат. Подобно пользователю Witawt я попытался, описывая Америку, указать на проблемы и найти средину между двумя крайностями. И перейти к Беларуси. Что из этого получилось – судить читателям. А в заключение – один из недавних комментариев к упомянутой в начале статьи информационной заметке по поводу места Беларуси в мировом рейтинге качества жизни: "Юрий 30-07-2011 | 18:13 Прочитал все коменты, решил написать. Недавно пришел милиционер прямо на работу и составил протокол за неподчинение ст. 23.4. Хотел откатать пальцы. Как выяснилось потом в суде, милиционер был в это время на больничном. Ему начальник приказал идти и откатать. И как после этого я буду относиться к МВД? Телевизор не смотрю, так как там всё хорошо и отлично. Зарплата не радует, цены ужасают, стабильности нет. Трудно стало жить". Ответить". "Новая Еўропа".
17.08.11 16:28
загружаются комментарии

Сергей Николюк