Искусство в казематах

Художники рождаются в любой среде, но жить они могут далеко не везде. Художнику нужна для жизни и дыхания свобода – мысли, изъяснения, движения, действия... Художнику для жизни нужен особый воздух, которого в Беларуси уже нет лет надцать. И художники уезжают отсюда. Здесь есть свои академические майстры, которые не имеют отношения к актуальному искусству, и чьи работы не покупают и не выставляют западные музеи, центры современного искусства, коллекционеры. Творы "академистов" и прочих официально признанных белорусских майстров пылятся в мастерских, в запасниках Художественного музея, но не об этом сейчас речь. Речь о том, что белорусское актуальное искусство не развивалось на протяжении последних надцати лет. Во всем мире сейчас есть сложности с актуальными художниками, а в Беларуси – как нигде! Одна галерея у краткое, один центр современного искусства, государственный, закрепощенный, раз в столетие привозящий малюсенькую выставочку с подачи и за деньги культурных миссий других стран. Перформансы, хэппенинги, современный театр – это не для страны, где нельзя собираться больше трех. Медиа-арт – не для тех, кто ввел запрет на свободный показ видео и медиа, кто требует разрешения специальной комиссии. В Беларуси недавно прошла выставка "Радиус нуля. Онтология арт-нулевых". Первая групповая выставка в пространстве, квадратурой больше, чем 40 метров. Первая групповая выставка актуальных художников за долгое время, за несколько последних лет. Жбанков и Усманова говорят на радио tut.by про выставку "Радиус нуля" несвязные вещи, которые ни шуткой, ни иронией назвать нельзя Жбанков справедливо чехвостит медных баб возле Комаровки, но о том, где оно, актуальное белорусское искусство и что это такое, он знает так же мало, как и Усманова. А оба искусствоведы. На выставку "Радиус нуля" белорусские актуальные художники, те, кто должны бы пропускать через себя дыхание времени, притащили свое вчера и позавчера. И один только Цеслер вывесил белорусское сегодня. Белорусские актуальные художники заявили о том, что они есть, что белорусское актуальное искусство имеет свою историю, и что они в ней были. Где же актуалии и были ли они на "Онтологии арт-нулевых"? Наверное, "Праздник города" Владимира Цеслера – город без людей, это пожалуй, и есть та актуалия, что трогает любого из нас, с содроганием читающего заголовки передовиц о том, что Коновалова и Ковалева не помиловали. Это выступление Артура Клинова, и его волнующий рассказ о Минске, о концепции Города солнца, о том, что город как целостность, как проект, уничтожается вырубкой Парка 40-летия Октября, недопустимой застройкой водно-зеленого диаметра. Минск умирает и превращается в серое, хаотическое местечко, без шансов понравиться западному туристу. Вопрос о том, как сохранить наши парки, наш живой и любимый город волнует минских художников, которым давно нечем дышать. Но они дышат. Видимо, в этом и есть своеобразие белорусского искусства..
16.03.12 2:24
загружаются комментарии

Татьяна Новикова