Во дворе Стефана Батория построят деревянные терема

Старый замок в Гродно решили отреставрировать. Об этом сообщил главный архитектор города Владимир Анисимов.

Главный инженер ГОУП «УКС Гродненского облисполкома» Валерий Кривец подтвердил, что пакет исходных документов, необходимых для проектирования, передали институту «Гродногражданпроект».

Известно, что Старый замок возник как укрепленный детинец на месте поселения XI века. В начале XII века крепость превратилась в княжескую резиденцию. На берегу Немана построили кирпичный двухэтажный терем, в центре замка – богато украшенную Нижнюю церковь. Территория вокруг храма обросла деревянными тротуарами и зданиями. Простоял он недолго, его уничтожил пожар, а в XIV веке на этом месте возвели Верхнюю церковь.

В 1398 году князь Витовт воздвиг из камня и кирпича готический замок с пятью башнями, названный впоследствии Старым. В XVI веке его перестроили для короля Речи Посполитой Стефана Батория по проекту итальянского архитектора Скотта из Пармы. Главным в ансамбле стал богато украшенный ренессансный дворец. Осматривать его монарх приехал 2 ноября 1585 года.

Король прятался от жены

Светлана Морозова, профессор кафедры истории Беларуси факультета истории и социологии ГрГУ имени Янки Купалы рассказала, что впервые Стефан Баторий, венгр по происхождению, побывал в Гродно в 1579 году: здесь проходило заседание сената, на котором обсуждали вклад Речи Посполитой в Ливонскую войну. Король настолько полюбил город, что превратил его в личную столицу. Контактов с королевой Анной, которая была старше его на десять лет, он избегал, месяцами пропадая в городке, окруженном пущами. Не только потому, что любил охотиться. Ходили слухи, здесь нашел он свою любовь: сердце монарха пленила дочь лесничего, которая родила ему сына. Говорят, Баторий боялся, что его отравят. И не случайно: в ядах хорошо разбиралась теща.

В воздухе пахло войной: Стефан Баторий, победивший Ивана Грозного, собирался в поход сначала на Москву, затем на Константинополь. Но не успел. 12 декабря 1586 года он умер в любимом замке. Для многих это стало неожиданностью: считалось, что у короля, которого в народе называли «железным», отменное здоровье. Мало кто знал, что он страдал эпилепсией. С молодости не давала ему покоя постоянно мокнущая рана от
укуса собаки. Придворные лекари пробовали прижигать ее огнем, делали кровопускания, бередили, чтобы уходила «дурная материя», но ничего не помогало. Сам Баторий чувствовал приближение смерти: еще 12 мая 1585 года написал завещание, в котором 96 тысяч злотых дарил родной Трансильвании, а 30 тысяч – любимому Гродно, где пожелал быть похороненным.

6 сентября 1586 года он снова приехал в город над Неманом. И как оказалось – навсегда. С конца ноября стояли небывалые морозы. Несмотря на это, король пропадал на охоте до позднего вечера. В воскресенье, 7 декабря, он собрался на богослужение в Фару Витовта, но почувствовал слабость. Распахнул окна, чтобы глотнуть свежего воздуха, упал и потерял сознание. 12 декабря сердце короля остановилось.

Что стало причиной смерти – загадка. Чтобы ее выяснить, в Гродно провели первое на территории Восточной Европы анатомическое вскрытие. Но и оно не помогло: горячие споры продолжались еще три года. Было выдвинуто несколько версий, среди них сердечный приступ, отравление и болезнь почек. Они были неестественно большой величины, это выяснилось после вскрытия. Возможно, любовь к вину (после смерти в подвалах замка обнаружили 51 бочку) и подорвала здоровье венгра, хотя по-настоящему
пьяным его никогда не видели. Нарушив волю короля, его похоронили в Кракове, где покоятся все польские монархи.

Казино для офицеров

Замок Батория  тоже перестраивали несколько раз: сначала восстанавливали после русско-польской войны, потом – после Северной, а в XIX веке и вовсе упростили. На Неманском участке стены появилась казарма, шикарный орнамент был утрачен, а красную волнистую черепицу заменили железом. В замке была гостиница, офицерское казино и военная библиотека, и лишь в 1930 году его отдали под музей.

Что скажут ученые?

По словам директора Гродненского государственного историко-археологического музея Юрия Китурко, за основу архитекторы возьмут проект Владимира Бачкова, разработанный в первой половине 1990-х годов. Тогда собравшиеся в замке ученые и архитекторы спорили, как он должен выглядеть после реставрации. Идею восстановить готическую резиденцию Витовта отвергли: от стен XIV века почти ничего не осталось.
В итоге сошлись на трех версиях. Их авторы были единодушны в одном: дворец должен быть ренессансным, то есть таким же, как во времена Стефана Батория (XVI век). Горячие споры развернулись вокруг того, что делать во дворе: реконструировать деревянные постройки XII века, не трогать руины и сделать над ними стеклянный колпак или соорудить современный павильон в мысовой части. Победил первый вариант, и в конце
1994 года эскизный проект реставрации был готов. Началась работа над документацией, но прекратившееся в 1996 году финансирование поставило в этом деле жирную точку.

Владимир Бачков (он является научным руководителем объекта с 1985 года) рассказал по телефону, что проект должны привести в соответствие с действующими ныне строительными нормами, правилами и техническими решениями. Прошло десять лет, прогресс не стоит на месте: системы отопления и вентиляции теперь будут гораздо современнее. Вот только нужны ли во дворе деревянные хоромы? Владимир Бачков считает, что возвращать хозяйственные постройки, находившиеся в этой части двора во
времена Батория, особого смысла нет: «Во-первых, сведений о них почти не осталось. Во-вторых, это самый скучный угол, и его как раз занимает княжий двор, который гораздо богаче по содержанию».

Что касается дворца Стефана Батория, то воссоздать можно не только фасады, но даже интерьеры, многие из которых подробно описаны. Например, в башне размещалась баня, а над ней – алебастровый зал, щедро украшенный лепниной. Стоит закрыть глаза – и вот он, король, отдыхает у камина, разомлевший после купания, а в ногах дремлют верные псы…

Шикарная спальня с альковом и перегородкой, которая по тогдашней моде была выкрашена серой и золотой краской, выходила окнами на теперешний Новый замок. В ней был один из двух эркеров, откуда король любовался на город. Второй находился на противоположной стороне, в библиотеке (торцевое помещение с видом на Городничанку). В роскошном зале для аудиенций можно было бы сегодня проводить городские торжества. Точные копии предметов обстановки сделать не проблема, ведь их аналоги есть в других замках той эпохи.

Однако такую концепцию реставрации поддерживают не все. Например, историк архитектуры Игорь Трусов говорит, что согласно международной методике замок можно восстанавливать на середину XVIII, в крайнем случае – на конец XVII века. Именно с тех времен сохранились чертежи (наиболее полные, естественно, соответствуют более позднему периоду), хранятся они в Дрезденском архиве. «Таких же точных данных на XVI век и уж тем более на XII просто нет. Получится муляж, а это не соответствует европейским стандартам», – объяснил Игорь Георгиевич.

13:07 17/09/2007




Loading...


загружаются комментарии