Привет из Минска на Западный фронт

В Беларуси обнаружен архив французской газеты «Энтрансижан» (L’Intransigeant) с редкими батальными фотографиями.

11 ноября мир отмечает 90-летие окончания войны, которую в западных странах называли Великой (The Great War), а в России поначалу именовали Второй Отечественной (подразумевалось, что первой была Отечественная война 1812 года).

Существует несколько научно-исторических определений события, однако вместо них приведем строки из безымянного предисловия к малоизвестному сборнику «Песни Первой мировой войны»:

«Залпы августовских пушек 1914 года прозвучали окончательным траурным салютом для той неторопливой эпохи, когда под звуки флейт и барабанов группы мужчин в красивых мундирах под яркими знаменами в более или менее масштабных баталиях выясняли отношения за своих королей, императоров или султанов. Хотя были уже и Крымская война с массовым применением крупнокалиберной артиллерии, и Англо-бурская война с пулеметами, снайперами и концлагерями, и Русско-японская война с уже по-настоящему масштабными фронтовыми операциями. Тем не менее, именно Первая мировая окончательно перевернула все устоявшиеся представления о войне — в течение 51 месяца и 2 недель в нее были, так или иначе, втянуты 38 государств с населением в 1,5 миллиарда человек. Одних только солдат за войну было мобилизовано 70 миллионов. Первая мировая с ее танками, самолетами, подводными лодками, ипритом и диверсантами раз и навсегда установила, что никто и нигде в мире не может чувствовать себя в полной безопасности».

Казалось бы, за девяносто прошедших лет все, что можно было узнать о Первой мировой, уже узнано. Глубоко исследованы и систематизированы учеными-историками документальные материалы, в том числе иллюстративные. Однако может случиться так, что где-то обнаружится прадедовский мундир, снятый с плеч в 1918 году, а в его потайном кармане — письма и фотографии…

Именно такой потайной карман истории сейчас раскрыт перед нами — фотоархив давно исчезнувшей газеты.

Издание L’Intransigeant («лентрансижан» — непримиримая) начал в 1880 году Анри Рошфор — знаменитый политический деятель и писатель-публицист. Тираж достигал 400 тысяч, в перечне популярных французских газет L’Intransigeant стояла рядом с Le Figaro, Paris-Soir, Le Matin.
Знаток Парижа писатель Алексей Толстой не преминул использовать название этой газеты для антуража повести «Гиперболоид инженера Гарина»: «Хлынов развернул парижскую „Л’Энтрансижан“ и на первой странице под заголовком „Таинственное преступление в Билль Давре“ увидел снимок, изображающий семерых людей, разрезанных на куски».

У Валентина Катаева в художественно-публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» политэмигрант Ульянов-Ленин ездит по Парижу на велосипеде и скупает газеты. Авторский контекст такой: «Газетный киоск, сверху донизу увешанный разноцветными журналами, приключениями американских сыщиков Пинкертона, Ника Картера, любовными похождениями красавиц… и газеты, газеты, газеты. Сверху вниз „Фигаро“, „Тан“, „Эко де Пари“, „Энтрансижан“, „Пти паризьен“, „Аксион франсез“… бесконечное множество газет… „Юманите“ Жореса небось засунули в самый конец».

Примечательную позицию занимала «Энтрансижан» в годы Великой войны («История французской печати»): «2 сентября 1914 г. большинство ежедневных парижских газет последовало за правительством в Бордо, кроме „Журналь де деба“ и „Энтрансижан“. <…> „Чемпионами героического сопротивления германской агрессии“ с первого дня войны стали „Матен“, которая, между прочим, уже в самом начале ее провозглашала: „Казаки находятся в пяти переходах от Берлина“, — и „Энтрансижан“<…>».

Выход газеты был прекращен в 1940 году в связи оккупацией Парижа немцами. Затем она возобновилась в 1947 году, некоторое время выходила с двойным заголовком «Paris-Presse. L’Intransigeant» и наконец была поглощена Paris-Presse.

Пора сказать о том, как архив «Энтрансижан» оказался в нашем распоряжении.

Появление в Минске этого собрания фотографий было, очевидно, связано с «блужданиями» архивов и библиотек, захваченных немцами в годы Второй мировой, а затем «случайно» вывезенными из Германии советскими трофейными командами. И, не вдаваясь в неприятные для озвучивания подробности, коротко скажем, что в советскую эпоху этот архив был списан (фактически отправлен на свалку) одним нашим авторитетным учреждением культуры как «непонятный» и «ненужный». Впрочем нашлись люди, которые по собственной инициативе сберегли его — сохранили в частном порядке просто из уважения к старым документам.

Формально эти материалы нигде не учтены, не каталогизированы. Они словно бы не существуют в природе. Десятилетиями тысячи фотоотпечатков лежали в картонных коробках, никем не исследованные. Остается сожалеть, что произошла подобная нелепица, недоразумение: на этих профессиональных и любительских снимках изображена Европа (в меньшей степени Америка и Азия) с начала XX века и по 1940 год — политики, военачальники, артисты, спортсмены, ученые, писатели… Имеются сюжеты из светской хроники, экономические и военные репортажи.

Папки исполнены в международном стандарте «lever arch files» — рычажный скоросшиватель. Формат картонного переплета 29x30 см, ширина корешка 9 см. Внутрь вшиты листы плотной бумаги бледно-оранжевого оттенка формата 23x28 см, к которым подклеены фотоснимки. На некоторых отпечатках видны профессиональные пометки редакционного секретаря вроде «1 p., 2 col.» (1-я полоса, 2 колонки), нанесены кадрирующие маркеры, встречаются следы ретуши.

Как и в большинстве редакций газет, фотографии из архива L’Intransigeant делятся по своему происхождению на три части. К первой принадлежат снимки крупных международных агентств: France Presse, Keystone, Wide World Photos, Associated Press и др. Затем есть фото менее известных сегодня довоенных агентств и студий: Fulgur, Meurisse, Mondial, Photographie Lafont-Terpereau, Studio G.L. Manuel Freres, Studio Lipnitzki, Agence ROL, Olympia-Sonderdienst, Studio d’Art V.Henry, Topical, Trampus.

Однако всего интереснее кажутся снимки не крупных фотоагентств, поскольку можно предположить, что сохранились их довоенные собрания негативов, а работы штатных фотографов редакции и парижских репортеров фри-ланс. Здесь велика вероятность, что запечатленные сюжеты являются уникальными, а сами фотографии и негативы нигде больше не сбереглись.

И совершенно бесценны снимки, сделанные фронтовыми фотографами-любителями и приобретенные затем редакцией. К числу таких фотографий относятся некоторые кадры времен Первой мировой. Сохранились варианты сюжетов — фотографии, отложенные про запас редакционным секретарем, но так и не увидевшие свет…

Люди, в чьем распоряжении находится сегодня в Минске этот фотоархив, полагают, что он должен быть возвращен правопреемникам газеты L’Intransigeant, наследникам авторских прав. От их имени делаем принципиальное разъяснение: фотографии следует возвратить БЕЗВОЗМЕЗДНО, какой-либо «бизнес» на тяжком военном прошлом исключается.

Моральная позиция белорусских граждан такова: обе наши нации были союзниками в мировых войнах, и дело чести потомков проявить добрую волю, расчистить завалы прошлого. Сохраняется надежда, что отыщутся потомки людей, изображенных на фотографиях.

 

11:44 02/11/2008




Loading...


загружаются комментарии