«Самого себя разделывать удается не всегда…»

Почти три года назад молодой режиссер и  автор нескольких небезынтересных пьес, выпускник Белорусской государственной академии искусств Сергей Гиргель уехал в Москву. Как говорит сам, за опытом.

Сначала набирался его, работая с кинорежиссером Алексеем Мурадовым, и, как считает, прошел школу грандиозную. А затем, в 2006-м, в Центре Мейерхольда поставил спектакль по своей же пьесе «Москва Кольцевая». Недавно Сергей Гиргель побывал в Минске со спектаклем по другой своей пьесе — «13-я пуговица Наполеона» в постановке режиссера Александра Горбаня. Автором идеи и сюжета выступила московский продюсер Наталья Быкова. Сергей занимался проработкой диалогов, сводил воедино пожелания многих участников творческого процесса. Спектакль, как и положено любому театральному произведению, стал поистине произведением коллективным. Публике предложено зрелище яркое и многогранное.  Комедию уже видели в Санкт-Петербурге, Туле и Москве. Но минский зритель впервые имел возможность познакомиться с «московским» опытом работы молодого белорусского автора.

— Сергей, как приняла вас Москва театральная? Не пришлось ли почувствовать знаменитое «понаехали здесь…»?

— «Понаехали» не было. Театральная Москва «приняла» меня в ноябре 2005 года. Было ужасно холодно: не самое лучшее время для начала романов. Но я положился на судьбу и к концу зимы добрался до Центра имени Мейерхольда, где и поставил «Москву Кольцевую». Нашел актеров, продюсера, площадку для репетиций, сам изготовил декорации. Показал. Все, кто видел, остались довольны. У спектакля оказалась короткая жизнь, но Павел Руднев, артдиректор Центра Мейерхольда, успел похвалить сценографию, что для автора-дебютанта немало.

Сейчас в Москве, помимо «Пуговицы», идет спектакль «Фрейд и его деревянные солдатики» по моей пьесе. Готовится премьера детской сказки «Кот в сапогах», задуманная Натальей Быковой. Всего написано семь пьес. Набросков есть много. Например, четвертый год хочу написать пьесу об Эрнесто Че Геваре, но пока все мимо, а нужно попасть точно в яблочко. Вообще, есть много интересных тем: откуда приходит и куда уходит любовь, третья мировая война, вера, надежда, власть денег, жажда мести, культ личности…

— Кто вы сегодня – режиссер или драматург?

— Ни тот и ни другой. Я исследователь театрального пространства. И режиссура, и драматургия – инструменты для прокладывания пути к зрителю. Там моя цель. Ставить самого себя — ужасно. Говорят, что режиссер — это мясник. Самого себя разделывать и кайфовать – это получается, но не очень. 

— Легко ли вы доверяете свои пьесы воле режиссеров или упрямо отстаиваете каждую написанную строчку?

— В работе над спектаклем принципиально выполняю все пожелания всех участников процесса: продюсера, режиссера, актеров. Это не всегда дает хороший результат, но всегда прекрасный опыт. Во время репетиций занимаю позицию рядом с режиссером и начинаю «выкручивать себе руки» как автору. Это полезно.

— Ваших героев играют на сцене известные актеры: Татьяна Васильева, Евгений Герчаков, Сергей Рост, Жанна Эппле. Что почерпнули для себя из этого сотрудничества? И чему главному Москва учит?

— Почерпнул то, что в работе важна общая для всех максимальная нацеленность на результат и бережное отношение к своему времени и ко времени партнеров. Москва – мир максимальных скоростей. Кто не успел – того нет. И учит она, что жизнь – жесть, что получить свой шанс – уже успех, а удачно использовать его — успех вдвойне, что выиграет тот, кто не опустит руки до финального гонга. 

— Где сегодня ваша основная сцена?

— Ее у меня нет. Есть родная. Это сцена в Белорусской академии искусств. Там принимал меня на первый курс режиссер Александр Ефремов, там были первый выход к зрителю и первая награда – торт, который вручил мне после концерта первокурсников в номинации «За здольнасць ствараць з усмешкай» декан театрального факультета Владимир Мищанчук. Кстати, в Минск обязательно приезжаю на премьеры по своим пьесам. Был на премьере «Столицы Эраунд» в Республиканском театре белорусской драматургии, смотрел «Пельмешки» — дипломную работу режиссера Веры Кононенко, мини-спектакль «Василек» в режиссуре Олега Киреева на фестивале «Панорама».

— Как случилось, что вы – историк по первому образованию, режиссер — по второму — занялись написанием пьес?

— Написание «всякого» я начал лет пятнадцать назад. Еще до того, как стал историком. Образование режиссера позволило мне «заниматься писанием» с пользой. Своими пьесами я искренне хочу порадовать людей. Посмешить или попечалить… Быть драматургом – значит создавать свои миры с минимальным ущербом для окружающих. Я не люблю заставлять. Я стараюсь увлекать. И каждый раз испытываю огромное любопытство: как примет спектакль зал? Самое важное для меня в театре – диалог со зрителем, поэтому всегда стараюсь, чтобы пьеса была эмоциональным «мостом» между залом и актерами.

— Чем отличается белорусская театральная жизнь от московской?

— За годы учебы в академии я посмотрел все спектакли всех драматических театров Минска. Вел специальный «Дневник посещений». Наблюдение из прошлого: у нас в театральной жизни редко, но интересное случается. Обязательно. В Москве, вероятно, чуть чаще. У нас театральный процесс «добрее». «Не убьем, не побьем, не пожурим, а легонько погрозим пальчиком». В Москве школа театральной критики объективно сильнее.

Вместе с тем феномен белорусского театра существует. Его можно назвать бледным, вялым, неинтересным. Такой наш театральный темперамент, если угодно. Но он есть. Процесс идет. А значит, и результаты будут. Белорусский театр – это репертуарный театр. Такую театральную систему может позволить себе далеко не каждая страна. Во время практики в Париже мне довелось беседовать с некоторыми театральными деятелями Франции. Многие завидуют государственному финансированию театров. Другой вопрос — эффективность использования нашей театральной системы. Часто наши бесспорные плюсы почему-то оборачиваются минусами.

— Часто приходится слышать, что и белорусскому театру, и кинематографу не хватает современной отечественной драматургии. Помочь не собираетесь? 

— Очень даже собираюсь. Продумываю новую пьесу на историческую тему. Есть около десятка киносценариев, которые ждут реализации. Кроме того, мне интересна театральная педагогика, реформирование отечественной киношколы.

— А в Москве вы надолго или навсегда?

— Минск — Москва, Москва — Минск. За несколько лет я привык к такой формуле жизни. Но корни мои в любом случае здесь. В Беларуси.  Здесь живет моя семья. Я здесь родился. Вообще, что такое Родина, особенно хорошо понимаешь, когда нарезаешь бесконечные километры в московском метро. Убеждает лучше любой лекции.

 

07:19 19/12/2008




Loading...


загружаются комментарии