К 2015 году Беларусь собирается закрыть все интернатные учреждения для сирот

А для этого необходимо обеспечить родительской заботой примерно десять тысяч нынешних обитателей детских домов и школ-интернатов. Многие из них имеют отклонения здоровья и особенности развития. Большинство давно вышли из любимого усыновителями дошкольного возраста. Что делать с ними?

Философия усыновления

Популярность усыновления в Беларуси растет. Это видит не только вооруженный статистикой специалист (количество национальных усыновлений подпрыгнуло вдвое и последние два года держится на уровне 537-539), но и любой случайный посетитель посвященных вопросам усыновления интернет-форумов. "Внутриутробная беременность или наружноутробная - какая в принципе разница?" - замечает одна ожидающая завершения процедуры усыновления мама на semeistvo.by. От имитировавших беременность при помощи подушек предшественниц ее отделяет всего два десятка лет. Белорусы за этот отрезок времени изменились.

- Мы не только разрабатываем нормативную базу усыновления и методики работы с принявшими детей семьями, но и формируем философию усыновления, - утверждает директор Национального центра усыновления Министерства образования Беларуси Наталья Поспелова. - При помощи прессы и усыновителей удалось развенчать популярные мифы - "гены пальцем не задавишь" и "яблоко от яблони недалеко падает". Сегодняшние усыновители твердо знают, что наследственность и опыт раннего детства не фатальны, результат воспитания ребенка более всего определяет среда. Последний миф звучит так: "Смогу ли я по-настоящему полюбить чужого ребенка?" Усыновителям, которые высказывают подобные сомнения, мы напоминаем, что они состоят в законном браке. Следовательно, уже любят чужого человека и настолько ему доверяют, что даже готовы с ним продолжить свой род. Когда мы об этом говорим, у многих словно пелена с глаз падает: и правда, все самые близкие нам люди были когда-то "чужими"…

По мнению Натальи Поспеловой, в основе супружества и усыновления лежит один и тот же мотив - любовь к другому человеку. Это высшая форма любви, потому что она не обусловлена родством и не продиктована голосом крови. В последнее время в Беларуси отмечены случаи усыновления детей с серьезными отклонениями здоровья. Пока они единичные.

Институт приемной семьи

В советское время вариантов устройства сирот было, как в сказке про богатыря на перекрестке, всего три. Относительно здоровые груднички усыновлялись. Дети постарше передавались под опеку родным бабушкам и теткам. Остальным дорога была одна - в детский дом. В начале 90-х годов всего 30 процентов сирот находились в усыновлении или замещающих семьях, остальные 70 - в интернатах. Сейчас наоборот: 70 процентов потерявших родителей детей живут в семьях. Появились новые формы замещающего родительства - приемная семья, детский дом семейного типа, гостевая или патронатная семья.

Созданный десять лет назад Национальный центр усыновления вывеску, конечно, не сменит. Но, по сути, он уже превращается в национальный центр по устройству детей в семьи разного типа. С марта на базе социально-педагогического центра Советского района Минска стартует программа подготовки профессиональных замещающих родителей, то есть будущих приемных мам и пап. Центр усыновления разрабатывает и пошагово прописывает технологию работы с принявшими детей семьями. Поскольку институт приемной семьи в стране зародился недавно, нужны методические разработки на уровне пособий для "чайников".

- Приемные родители отличаются от усыновителей по всем определяющим параметрам, - рассказывает Наталья Поспелова. - Одно дело принять ребенка в свой род, дав ему фамилию, наследство, право называться сыном или дочерью, другое - устроиться на работу. Профессиональная мама, как и обычная, читает ребенку сказки и кладет ему в портфель яблоко. Но она не имеет материнских полномочий: все судьбоносные для ребенка решения принимаются после обсуждения с нанимателем - отделом образования или социально-педагогическим центром. Если находится усыновитель или родная семья ребенка берется за ум, приемная мать отдает воспитанника в постоянную семью. Ей нельзя сказать кандидатам в усыновители: "Он же привязался ко мне!" или обнять ребенка, вздыхая: "Будет ли родная мама любить тебя так же сильно?" У состоявшегося приемного родителя нет ролевого конфликта, поэтому она просто расскажет усыновителям, какие блюда любит ее воспитанник и под какую колыбельную привык засыпать. Она работает в интересах ребенка.

Директор Национального центра усыновления считает, что за десять лет белорусам удалось осмыслить зарубежный опыт профессиональной семейной заботы и найти свой путь - в обход "грабель", о которые с послевоенных лет спотыкались зарубежные коллеги. Сегодня можно с уверенностью говорить о двух огромных преимуществах приемной семьи перед другими формами замещающего родительства.

- Во-первых, профессиональный родитель не выбирает себе детей, принимая и подростков с асоциальным поведением, и детей с особенностями развития, и "временных", родители которых попадают в места лишения свободы. Во-вторых, приемная семья, которая живет в том же районе, что и биологическая, дает ребенку право на постоянство территории. Кроме всех известных бед, которые выпадают на долю сироты по определению, есть еще одна - постоянные и не всегда оправданные перемещения. По банку данных Центра усыновления мы подсчитали, что дети-сироты, пока повзрослеют, до шести раз меняют интернатное учреждение, а вместе с ним город, друзей, привычную обстановку. Им приходится постоянно приспосабливаться к новым людям и условиям. Случается, окончивший столичную школу сирота узнает, что где-нибудь в далекой деревне близ российской границы у него есть домик: по закону, сирота реализует свое право на социальное жилье по месту приобретения статуса.

Сиротки и нахлебники

В программу обучения приемных родителей входит фильм "Мачеха" ("Мосфильм", 1973 год). Сюжет ленты незамысловат: женщина взяла в семью внебрачную дочь мужа, мама которой умерла. С этого все и началось. Соседки перемыли ей кости у колодца. Пришедшая в гости учительница недоверчиво поджала губы: "У вас ведь маленький ребенок… Наверное, Леночка много работает?.." Свекровь развернула конфликт с участием старшего ребенка: "Мамке ты уже не нужен, она вон, смотри, с ЭТОЙ занимается!"

- Мы спросили приемных родителей, как родственники и знакомые отреагировали на их решение взять в семью осиротевших детей. Оказалось, большинство поддержали только самые близкие - муж, мама. Остальные родственники и знакомые восприняли новость с большим недоумением: да зачем тебе это надо?! Похоже, нам ждать милостей от общества не приходится: либо мы ему расскажем о предназначении приемного родительства, либо и впредь будем терпеть его неадекватное отношение.

Увы, наше общество все еще не может спокойно смотреть, как кто-то "наживается на сиротах". Оно подозревает, звонит "куда надо" (часто - в Национальный центр усыновления, с просьбой "разобраться") и задает приемным детям иезуитские вопросы: "Петя, ты вот в приемной семье воспитываешься… А ты кушаешь со всеми за одним столом?" (вопрос был задан 11-летнему мальчику учительницей с высшей категорией и 25-летним стажем работы). Если в подъезде разбивается стекло, априори виновата "вот эта, с третьего этажа, которая себе набрала неизвестно кого и за это получает зарплату".

- У предвзятого отношения к социальным сиротам и замещающему родительству есть историческая почва, - утверждает Наталья Поспелова. - Позорные страницы белорусской и российской истории XVIII-XIX веков были связаны именно с профессиональным замещающим родительством - вспомните так называемый питомнический промысел. Прогрессивная мысль того времени предложила отдавать на вскармливание питомцев сиротских приютов в семьи зажиточных крестьян. Хозяину давали пять рублей (деньги бешеные, потому что корову можно было купить за 90 копеек), но ни отбора, ни сопровождения семей, ни мониторинга положения детей не велось. В результате питомцы не только ели отдельно от семьи, но часто подвергались побоям и унижениям.

И это при том, что в нашей ментальности исстари отношение к сироте было очень душевное и жалостливое: если родители умирали, сельская община брала их детей на обеспечение, девочек пристраивали в рукодельницы, мальчиков - в подмастерья к лучшим мастерам. Обидеть сироту считалось большим грехом. Почему же таким позорным был опыт питомнического промысла? Да потому что воспитанники приютов - это не дети умерших родителей. Это социальные сироты, или дети порока, зачатые в неосвященной церковью связи. Общество и относилось к ним как к порождению греха.

Наталья Поспелова до сих пор часто слышит один и тот же вопрос: "Разве это правильно, что ребенок умерших родителей имеет одинаковые права и льготы с отпрыском алкоголика и тунеядца? Родители пили, палец о палец за жизнь не ударили, а их детям и каникулы в Италии, и квартира без очереди (значит, моего сына в очереди подвинут), и в вуз вне конкурса? Где же справедливость?"

Справедливость, наверное, там, где во главе угла находятся интересы ребенка - независимо от его возраста, состояния здоровья и истории жизни его родителей.

10:33 06/03/2009




Loading...


загружаются комментарии