Православная Церковь: Отказ от смертной казни ислючает непоправимую ошибку правосудия

Судебный процесс и смертный приговор осужденным за теракты спровоцировали новую волну дискуссии о смертной казни. Свою позицию по этому вопросу высказала и пресс-служба Минской епархии Белорусской православной церкви.

"На Архиерейском Соборе в 2000 году были приняты Основы социальной концепции Русской православной церкви, в которых, в частности, заявляется о предпочтительности отказа от смертной казни. Такой подход исключает совершение непоправимой ошибки правосудия и предоставляет больше возможностей для пастырского душепопечения о преступниках.
 
Церковь не должна категорично требовать отмены смертной казни - тем более в обществе, которое в своем большинстве так решительно на ней настаивает. Но церковь стремится оказывать пастырское влияние на формирование у своих чад чувства социальной справедливости и судебного возмездия без идеи смертоубийства. Кроме того, на церкви лежит право печалования по поводу того или иного конкретного случая осуждения к смертной казни. В предыдущий период она неоднократно пользовалась этим правом, направляя в соответствующие госорганы, по просьбе осужденных, особые прошения о применении к этим лицам вместо смертной казни иного наказания.
 
Отказ от совершения смертной казни должен являться результатом осознания обществом необходимости духовно-нравственного совершенствования. Без этого никакие наказания за преступления не смогут снизить уровень преступности и увеличить безопасность граждан", - цитирует сообщение пресс-службы БПЦ "Аргументы и факты в Беларуси".
 
В Основах социальной концепции Русской православной церкви сказано: "Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества".
 
На сайте БПЦ приведены также тезисы о смертной казни Митрополита Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, написанные им еще в 1996 году: "Убиение человека немыслимо в христианстве. Церковь не мстит убийством за убийство, ибо это грех пред Богом. Святой апостол Павел пишет Римлянам (12: 19): "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь". Таким образом, исходя из предписания канонических правил, можно заключить, что Ветхий Завет, допускавший и даже предписывавший смерть за смерть, в Новом Завете утрачивает силу закона".
 
Приводятся в сообщении пресс-службы БПЦ и слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные 11 октября 2011 года: "Я против смертной казни. Давайте начнем эффективно изменять судебную систему. Суд должен быть неподкупным, авторитетным, следственные органы должны работать безукоризненно, чтобы присутствие смертной казни в уголовном праве ни в коем случае не стало способом расправ с неугодными".
 

Таким образом, официальная позиция Белорусской Православной Церкви (БПЦ) свелась к сожалению о применении смертной казни в Беларуси, но невмешательству в дела государства. Позиция же Костела оказалась более четкой. Как напоминает "Интерфакс", на прошлой неделе Митрополит Минский и Могилевский Тадеуш Кондрусевич обратился к президенту Беларуси с просьбой ввести мораторий на смертную казнь.


 


"Со всей решимостью необходимо отметить, что жизнь человека является самым большим Божьим даром, который необходимо беречь от зачатия до естественной смерти. И даже когда преступление было варварским, наказание не должно быть таким же, ведь по учению Христа, мы должны руководствоваться не принципом "око за око и зуб за зуб", а любовью, даже к тем, что причиняет нам зло", – заявил Тадеуш Кондрусевич, слова которого приводит официальный сайт Римско-католической церкви.


 


"В первую очередь, необходимо отметить, что никакой террористический акт не может быть оправдан, и преступники должны понести справедливое наказание. Согласно учению Католического костела, защита общего блага требует, чтобы преступник был лишен возможности причинять зло. Усиление же государства с целью недопущения распространения действий, которые нарушают права человека и общие принципы общественной жизни, соответствует требованиям защиты общего блага", — поясняет он.


 


По мнению архиепископа, власть имеет право и обязанность устанавливать наказание, пропорциональное тяжести совершенного преступления, а первой задачей наказания является исправление той ситуации, которая была вызвана преступлением. "Кроме защиты общественного порядка и безопасности людей, государство должно также способствовать исправлению виноватого", — подчеркнул священник.


 


 

10:46 15/12/2011




Loading...


загружаются комментарии