Запрещенный в Беларуси фильм показали в Нью-Йорке

В Нью-Йорке 4 марта завершил работу новый кинофестиваль «Первый фильм» (First Time Fest), начавшийся 1 марта.

В конкурсной программе – 12 фильмов режиссеров-дебютантов из разных стран. Ретроспективная программа включает дебютные фильмы ныне известных мастеров. Штаб-квартирой фестиваля стал исторический клуб Players в Грамерси-парке, основанный Эдвином Бутом, Марком Твеном и Джоном Сингером Сарджентом.

Как сообщает "Голос Америки", в конкурсной программе показывается художественный фильм из Беларуси «Выше неба» (Horizon Sky). Это история 20-летнего минского рок-музыканта Никиты, которому врачи сообщают, что у него диагностирован ВИЧ. Любимая девушка его бросает, от него отворачиваются друзья по группе, его «выдавливают» из университета, родители обвиняют парня во всех смертных грехах...

На мировую премьеру в Нью-Йорк, как сообщил «Голосу Америки» сотрудник дирекции фестиваля Гэри Спрингер, организаторы пригласили режиссеров фильма Андрея Курейчика и Дмитрия Маринина. Но по не зависящим от них обстоятельствам приехать они не смогли.

Как отмечается в программке фестиваля, Дмитрий Маринин получил образование в Белорусской академии искусств, где изучал режиссуру драмы. Он поставил более десяти фильмов и телепроектов. Андрей Курейчик имеет юридическое и журналистское образование. Автор более 25 пьес, поставленных в нескольких странах. Работал на телевидении в Минске. Написал сценарии к популярному комедийному франчайзу «Любовь-морковь», сделавшему рекордные сборы в российском кинопрокате.

С Андреем Курейчиком по телефону побеседовал корреспондент Олег Сулькин.

- Андрей, представьте, пожалуйста, вашу новую картину.

- «Выше неба» – первый независимый белорусский фильм, наверное, за последние десять лет. Кинематограф Беларуси контролируется государством. Из-за цензурных и финансовых проблем снимать независимое кино не представлялось возможным. И только в прошлом году, буквально чудом, нам удалось снять белорусский полнометражный независимый фильм. Мы рады, что он попал в программу нью-йоркского кинофестиваля первого фильма.

- Почему, несмотря на приглашение, вы не смогли приехать на фестивальную премьеру?

- К огромному сожалению, режим господина Лукашенко умудрился настолько испортить отношения с США, что у нас сейчас нет американского посла, не работает консульская служба. Штат американского посольства по инициативе белорусских властей сокращен настолько, что некому выполнять консульские функции, и из-за этого нет возможности получить американскую визу в Минске. Мы были вынуждены отказаться от поездки в Нью-Йорк, хотя очень хотелось представить наше кино.

- Вообще кинопроизводство в Беларуси существует? Выпускаются фильмы?

- Остался советский монстр «Беларусьфильм», который на сто процентов принадлежит государству и делает, в основном, идеологическое кино – фильмы о войне и фильмы, комплиментарно отображающие нынешнюю белорусскую действительность. Они не пользуются успехом ни у зрителей, ни у фестивалей из-за откровенно пропагандистской направленности. Мы же пошли по другому пути и получили массу проблем. Нам не разрешили выпустить «Выше неба» в кинотеатрах, мы не смогли получить на него прокатное удостоверение, он не был показан по телевидению. На территории Беларуси фильм оказался запрещенным.

- Как и где вы снимали картину?

- Мы снимали в Минске и исключительно с белорусскими актерами. Нам удалось получить финансирование от международных организаций, в первую очередь, от Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией и Программы развития ООН в Беларуси (ПРООН). Правда, когда фильм подвергся цензурному запрету, эти уважаемые организации нам не смогли помочь (По данным ряда белорусских сайтов, между съемочной группой и заказчиками проекта в лице ПРООН возник конфликт, и полнометражная версия фильма не утверждена заказчиком – О.С.).

- Фильм ни разу не показывался в Беларуси?


- Официально – ни разу. Мы провели большое количество «квартирников», то есть частных показов, как это бывало в советские времена. Его посмотрели представители разных политических партий, творческая интеллигенция, музыканты. У нас снимались многие рок-музыканты, которые входят в «черные списки» господина Лукашенко, то есть им запрещено выступать с концертами на территории Беларуси, и их песни запрещено исполнять другим артистам.

- В вашем фильме политика не затрагивается, внимание сфокусировано на судьбе музыканта, у которого обнаружен ВИЧ. Почему же, по-вашему, фильм запретили?

- Мы не ставили целью делать политическое кино. Хотели показать конфликт поколений, существующий в Беларуси, – старшего поколения, служащего системе, и младшего поколения, бунтарей, которые хотят развивать белорусский язык и национальное музыкальное искусство. Дискриминация носителей ВИЧ – реальная проблема для нашей страны. К ним относятся как к зачумленным. С другой стороны, идея фильма в том, что в современной Беларуси нужно стать по-настоящему отверженным, чтобы обрести желанную свободу. Наш молодой герой, у которого обнаружен ВИЧ, вступает в конфликт с семьей, университетом, друзьями по рок-группе, но постепенно обретает силу и становится примером для молодежи.

- Будучи коммерчески успешным сценаристом, считаете ли вы этот проект для себя принципиальным?

- Я ощущаю себя белорусским драматургом и режиссером. Если раньше для меня был особенно важен международный успех моих пьес и сценариев, то сегодня мне важно отразить белорусскую действительность. Эта последняя несвободная страна в Европе требует особого внимания. Здесь происходят процессы возрождения советских идей и канонов, часто в каких-то извращенных формах. С другой стороны, беларусы – удивительный народ с удивительной ментальностью и удивительной культурой.
10:47 05/03/2013




Loading...
ссылки по теме
Андрей Курейчик: Конкурс кинопроектов от Минкульта - профанация
Курейчик начинает съемки белорусского "Мальчишника в Вегасе"
"Партизанфильм": Курейчик снимает молодежную комедию


загружаются комментарии