Олег Шаповалов: Как собираются руководители ПКБ строить социализм, исповедуя махровый антисоветизм?

Ненастное лето 2009-го завершается. Не за горами - осень. Последняя осень Партии коммунистов Белорусской. В октябре, на втором заседании XIV съезда, решится её судьба. В принципе, она уже решена и ввиду неоднозначности оценок происходящего и различных инсинуаций по теме, изложу видение т.н. "реформирования" ПКБ глазами того, кто принципиально расходится с его официальным трактованием.

Олег Шаповалов: Как собираются руководители ПКБ строить социализм, исповедуя махровый антисоветизм?
В соответствии с наукой политологией, единственной целью и исторической миссией коммунистической партии является построение коммунистического общества. На протяжении всего этого пути, совершая различные эволюции (борьба с политическими противниками, буржуазной властью, заключение временных союзов и соглашений и пр.), коммунистическая партия неизменно сохраняет свою идеологическую основу, фундамент партии - научный коммунизм. Именно по этому признаку - приверженности коммунистической идее - происходит объединение людей в партию и осуществляется их совместная политическая деятельность. Вливание новых кадров по иным признакам (карьеризм, финансовая и материальная заинтересованность, неприятие существующего общественного строя либо политического режима, авантюризм и пр.) неизбежно ведёт к размыванию идеологического фундамента партии и ликвидации единства политических убеждений её членов. Что произошло с КПСС, когда для большинства членов партии партийный билет стал не  олицетворением их коммунистических убеждений, а "пропуском наверх".
Увлекшись политическими кампаниями (участие в выборах, международная деятельность, проведение массовых акций), руководство ПКБ на определённом этапе, совершенно перестало заниматься теоретической подготовкой членов партии и отбором тех, кто изъявлял желание в неё вступать. Оправдание тому нашлось: в условиях тоталитарного режима возможности отбора кадров ограничены. И в ПКБ стали принимать по принципу неприятия режима Лукашенко и симпатии к левому флангу политического поля.
Результат вскоре проявился в виде возникновения и стремительного распространения в партийной среде совершенно различных, зачастую взаимоисключающих друг друга мировоззренческих и политических установок и взглядов. В сегодняшней ПКБ запросто можно найти как приверженцев советского строя и СССР, так и его ярых противников; как сторонников сближения с Российской Федерацией, и действий совместно с левыми силами бывших советских республик, так и преклоняющихся перед Евросоюзом и буржуазно-демократическими ценностями. В ПКБ можно найти горячих сторонников марксизма-ленинизма и его ревизионистов; людей пытливого ума и тех, кто не отличает коммунизма от социал-демократии. Но в течение многих лет, руководству партии, всецело поглощённому "злобой дня" и материальным выживанием, было недосуг остановиться и вплотную заняться подготовкой и обучением партийных кадров.
Как человек военный скажу, что хорошим специалистом военного дела может стать лишь тот офицер, кто постоянно занимается обучением своих подчинённых, кто непрерывно совершенствует собственные навыки в процессе повседневной боевой учёбы. Для тех офицеров, кто не связан непосредственно с обучением личного состава, существуют специальные программы командирской подготовки, цель которых в поддержании достаточных военно-профессиональных навыков данной категории офицерского состава. Остановка же в профессиональном росте влечёт за собой деградацию и, как следствие, несоответствие занимаемой должности - со всеми вытекающими.
Эта закономерность присуща не только армейской среде, она касается любой сферы руководящей деятельности. В полной мере проявилась она и в отношении руководства ПКБ. Не занимаясь развитием теории и обучением личного состава партии, оно само порастеряло свои знания, а вслед за знаниями - убеждения. И постепенно процесс размывания основательно подзабытой партийной идеологии стал необратимым - слишком разношёрстным стал состав партии, объединённый не коммунистической идеей и ценностями, а примитивным лозунгом "геть Лукашенко!". Да и увлечение зарубежными поездками сказалось - витрина капитализма, она действительно, привлекательна, да ещё для зрителей из белорусского болота!
В этих-то условиях и начался процесс "реформирования", о котором ещё великий русский классик И.С.Тургенев говорил, что реформы начинаются тогда, когда кончаются разумные мысли.
В самом начале кампании, уверовав в искренность стремления партийной верхушки к усовершенствованию партии, я, как заведующий отделом организационно-партийной работы ЦК ПКБ, разработал предложения по организации данной деятельности. Основными направлениями предполагались:
- усиление теоретической и идеологической работы с членами партии, обучение их основам научного коммунизма, политологии, общественных наук, разработка и снабжение партийных организаций теоретическими и агитационно-пропагандистскими материалами;
- перенесение центра тяжести с глобальных мероприятий на т.н. "малые дела" на местах и через эти "малые дела" - повышение авторитета партии и вовлечение в неё новых членов;
- работа с партийными кадрами, подготовка кадрового резерва для замещения всех партийных должностей - от секретаря первички, до первого секретаря ЦК ПКБ.
Вся эта работа должна строиться, исходя из интересов разъяснения и пропаганды исторических достижений социалистического строительства в СССР. А они - неоспоримы и их не берётся сегодня отрицать ни один здравомыслящий буржуазный политик, экономист, в отличие от наших Иванов, родства не помнящих, взявший из СССР всё лучшее и с помощью его внедрения, снявший у себя ряд социальных, экономических, да и культурных проблем.
Эти мои предложения получили в партийной среде достаточно широкий отклик, были дополнены и расширены коммунистами на местах, и проигнорированы Секретариатом ЦК, целиком и полностью увлечённым уводом партии от коммунистической идеи.
Но ведь ни один левый, по своей природе, не может, не имеет морального права, отрицать достижения социализма в СССР - бесценный исторический опыт реализации социалистического проекта - как ни один священнослужитель не может отрицать Святого писания, Библии, Корана - религиозных догм. Отринув их, он становится попом-расстригой.
Более того. Программной целью ПКБ является построение социализма в Белоруссии и в этой части Программа партии, по утверждениям С.И.Калякина и пр., ревизии не подлежит. Но вот парадокс. Как же собираются руководители партии строить социализм, не то что, не пропагандируя его бесспорные достижения и преимущества, а напротив, исповедуя махровый антисоветизм? Кто же они, как не попы-расстриги и как им верить?
Вот почему часть членов партии, причём, именно та часть, в среде которой принято полагаться на собственный ум и жизненный опыт, где умеют делать выводы из истории, где не верят заклинаниям вождей, а судят о них по их делам и поступкам, выразила принципиальное несогласие и неприятие калякинской линии на "скрещивание ежа с ужом".
Тогда появилось обращение Бобруйской организации ПКБ ко всем членам партии, мои соображения о сохранении коммунистического движения в республике. Тогда на 1-й сессии XIV съезда ПКБ около 30% делегатов выразили недоверие первому секретарю ЦК ПКБ Калякину С.И.
Вполне естественно, что люди, составляющие эту часть партии, стали объединяться и разрабатывать свои меры по сбережению коммунистического движения в Белоруссии. Вполне естественно ещё и то, что вернуть эту часть партии в лоно калякинского "реформирования" - невозможно. И вполне естественно и то, что в "калякинской партии" ещё произойдёт немало потрясений, т.к. там отсутствует идейная основа для долговременного объединения и взаимодействия людей.
Ещё один парадокс их деятельности заключается в том, что охаивая негативы в практике КПСС, они в точности повторяют их в собственной практике. Думают, что непогрешимы?
Я совершенно однозначно отрицаю всякие инсинуации о провозглашении новых партий, создания "армий и фронтов спасения" и пр. и пр. Нелепы и заявления о том, что за нами стоят спецслужбы (и без их участия руководство ПКБ трудится в их интересах), определённые политические круги и спонсоры/меценаты.
Нет, по моему глубокому убеждению, смысла "спасать партию", объявляя войну её руководству - потому, что партии, фактически нет - отсутствует идейная основа. Разобравшись, что к чему, многие коммунисты и сами уйдут от Калякина и его соратников, а спасать партию некоммунистов - зачем?
Заодно замечу, что гражданин Возняк С.В. в своих запальчивых интервью слишком поторопился меня "похоронить". Да, я действительно, подавал заявление в Минскую городскую организацию ПКБ об исключении меня из ПКБ, а в ЦК - о выводе меня из его состава. Однако ни того, ни другого сделано не было. Так что я пока что не только состою в ПКБ, но и являюсь членом её руководящего органа - Центрального Комитета.
Возможно, почтенные члены Бюро ЦК ПКБ, на заседании в июле т.г., восприняли мою реплику, что я не считаю себя членом ПКБ как устное заявление о выходе из партии, но это не так. О выходе из ПКБ я не заявлял, а то, что члены Бюро, подобно деятелям из окружения А.Лукашенко, взяли в правило читать между строк и слышать между фраз - весьма прискорбное обстоятельство. Нельзя рассчитывать на успех в борьбе с изжившим себя режимом, копируя его пороки.
Впрочем, я вполне допускаю, что для впавшего в троцкизм (цель - ничто, движение - всё) руководства ПКБ, собственно власть перестала быть целью, а смысл политической деятельности свёлся к движению - осуществлению политического ремесла, приносящего определённые средства для жизни.
Что же до моих действий, направленных на сохранение коммунистического движения в Белоруссии, то делать в этом направлении я намерен и впредь то, что считаю нужным, с кем считаю нужным и как считаю нужным это делать. И моя деятельность/бездеятельность в этом направлении совершенно не зависит от моего дальнейшего членства в ПКБ - иметь и выражать собственную политическую позицию - право каждого, вне зависимости от его партийной принадлежности/непринадлежности.
Может, сегодня это кому-то и покажется странным, но для части наших граждан, лучшие человеческие качества, высоко ценимые в годы Советской эпохи, остаются безусловными жизненными ценностями. И преданность идее - одна из главных этих ценностей, стоящая значительно выше соображений материальных и финансовых; соображений поддержания личного комфорта и безопасности, даже соображений сохранения собственной жизни.
13:00 18/08/2009




Loading...


загружаются комментарии