Карбалевич: Европа не может дать Беларуси того, что дает Россия
"Европа не может дать того, что Беларуси дает Россия, – дешевые нефть и газ. Вот и получается, что почти половину доходов от внешней торговли Беларусь получает за счет экспорта нефтепродуктов".
Политолог Валерий Карбалевич уверен, что официальному Минску в этой ситуации нет смысла поворачиваться лицом к Европе.
18 июля в Минске с однодневным визитом побывал российский премьер-министр Дмитрий Медведев. Глава российского правительства с ходу очертил круг обсуждаемых вопросов: Беларуси "никуда не отвертеться" от приватизации "Беларуськалия", потребовал разобраться с контрабандой нефтепродуктов и заявил, что объединение МАЗа и КамАЗа нужно завершить "в короткий срок". Подписано соглашение о выделении 10 миллиардов долларов на строительство Островецкой АЭС и прозвучали высокие обещания выделить четвертый транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС до конца 2012 года.
Какой смысл вкладывается в этот визит российского премьера в Минск? Об этом в интервью UDF.BY рассуждает политолог Валерий Карбалевич.
– Валерий Иванович, круг обсуждаемых вопросов Дмитрий Медведев очертил сразу: "Беларуськалий", объединение МАЗа и КамАЗа, контрабанда нефтепродуктов. Но с этим ли ехал в Беларусь российский премьер?
– Есть несколько смыслов в этом визите.
Первый смысл – демонстрация того, что проект "Союзное государство" существует, он не умер, именно между Россией и Беларусью существуют наиболее близкие, эксклюзивные отношения. Приезд Медведева следует рассматривать как продолжение миссии, начатой с визита Путина в статусе главы государства 31 мая в Минск. Это главный смысл, главная задача и главная цель приезда Медведева.
Острых проблем, требовавших его присутствия в Минске, нет – в противном случае Лукашенко просто вызвали бы в Кремль на ковер. Кроме того, высказывания Медведева носили достаточно лояльный характер. Погрозили Минску пальчиком – и более ничего.
Вы посмотрите: Беларусь брала на себя обязательства приватизировать государственную собственность. Договорились об объединении МАЗа и КамАЗа. И что? Хотелось бы, чтобы объединение МАЗа и КамАЗа состоялось побыстрей, но Минск к этому никто не подталкивает.
Россия вроде бы расследовала факты контрабанды нефтепродуктов с белорусской стороны. Расследование вроде завершено, но результаты никому не известны. России хотелось бы, чтобы Беларусь не занималась контрабандой нефтепродуктов, но она не настаивает на этом; просто нужно еще раз рассмотреть эту проблему.
В целом, визит Медведева подтверждает тенденции во взаимоотношениях Беларуси и России, которые сложились чуть меньше года.
– Значит, этот визит носил ритуальный характер?
– Скажем так: элемент ритуальности преобладал. Конкретные проблемы, требовавшие участия обоих премьеров, не рассматривались. Подписали соглашение о выделении кредита на строительство белорусской АЭС – но этот документ подписывали не премьеры.
– Получается, состоявшийся визит Медведева – всего лишь подтверждение, что курс, избранный почти год назад белорусским и российским руководством, остается неизменным?
– Я думаю, да. У России очень лояльное отношение к Беларуси. И эти тенденции будут продолжаться. Безусловно, конфликты неизбежны, но они, думаю, будут решаться так же лояльно.
Беларусь не хочет выполнять обязательства в сфере приватизации – но кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС дают и обещают давать дальше; Беларусь занимается контрабандой нефтепродуктов – Медведев говорит, что нужно еще раз обсудить этот вопрос. Россия всерьез не собирается осуждать Беларусь за такие действия.
– В этих условиях, похоже, Минску нет смысла разворачиваться лицом к Европе?
– Нет смысла. Европа не может дать того, что Беларуси дает Россия, – дешевые нефть и газ. Вот и получается, что почти половину доходов от внешней торговли Беларусь получает за счет экспорта нефтепродуктов.
17:22 19/07/2012
Загрузка...