КАК ИЗБАВЛЯЮТСЯ ОТ ТОТАЛИТАРНОГО НАСЛЕДИЯ.

КАК ИЗБАВЛЯЮТСЯ ОТ ТОТАЛИТАРНОГО НАСЛЕДИЯ.
**************************************************************************



Из дискуссии :
" Почему после второй мировой войны, разрушенная и деморализованная Германия, уже к середине 60-х годов стала богатой, процветающей страной, а Россия и Беларусь и к 2017 таковыми так и не стали и еще не скоро станут ".

Вахтанг Лордкипанидзе, Россия
Конечно, то что мы живём не больно хорошо не красит ни нас не наши правительства, но крохоборствовать по поводу "почему ты такой бедный если такой умный" поганейше.
Ответ.
Дело же не в уровне жизни как таковом. Дело в том, что при таком образе и уровне жизни ( имею в виду не только материальный уровень жизни, а и мораль, законопослушание, культуру, духовность... ) , - нет перспектив, нет будущего ни у России ни у Беларуси.
****************************************************************************************************************************************************************************************

Я думаю, Беларуси, как воздух, необходима открытая, глубокая, содержательная, понятная дискуссия о преодолении наследия советского тоталитарного прошлого да и наследия авторитарного нынешнего. Время порождающее такую потребность уже настало.
Без этого мы не двинемся вперед, без этого мы не вырвемся из мировоззренческого плена прошлого и настоящего.


"НАШ БРОНЕПОЕЗД".

*****************************

Вспоминаю фильм Михаила Пташука "Наш Бронепоезд", где советский человек вернувшись в середине 60-х годов из Германии ( по моему играет актер Александр Филипенко) говорит своему другу "большому советскому начальнику" с искренним удивлением, возмущением и в то же время без злобы на немцев, скорее с восхищением, - примерно так :
" Так кто же Победитель, я тебя спрашиваю, - так кто же победитель в той кровавой и страшной войне... !!! .
Боже, - сколько нашего несчастного народа положили, сколько народа положили ... . Освободили от фашизма Европу... , полив ее нашей кровью... .
И что ? . И что ?. Ты бы видел !. У немцев порядок, чистота, все отстроено... живут богато, едят вкусно и много, бабы ... .
Лица у всех холеные, довольные, спокойные... .
Я тебя спрашиваю : " Что же мы за люди такие ?. Что же мы за люди такие !?.
Кто виноват... ?. Почему мы в нищете и затурканные... и просвета не видно !. Посмотри на наших людей, на наши деревни, на наши квартиры ... . Я тебя спрашиваю !. Кто победитель ? Кто победитель ?! "

Вот, что бы попытаться ответить на этот страстный, правдивый монолог советского человека Победителя побывавшего в Германии через 20 лет после войны, надо, хотя бы кратко, попытаться разобраться в послевоенном опыте Германии.
И решить, - нужно ли нам преодолевать наследие тоталитарного прошлого, в чем суть этого наследия и если преодолевать, то как это осуществить. В Европе же есть минимум одна страна, имеющая успешный опыт решения подобной проблемы. Это Германия.

Тоталитарная история оставляет неизгладимый след в массовом сознании.
Какие мероприятия по преодолению немецкого типа тоталитаризма были в свое время проведены в Германии?
Как ей удалось во многом преодолеть зло нацизма?. Что из немецкого опыта может быть применимо и у нас ?.


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО -  ДУХОВНАЯ ЭЛИТА ГЕРМАНИИ И ЕЕ РОЛЬ.

***************************************************************************************

После поражения во Второй мировой войне в Германии проводилась очень активная, масштабная и содержательная дискуссия об отношении к прошлому и путях построения новой Германии.
Считается, что во многом благодаря общественно-политической дискуссии о проблеме вины Германия смогла стать той Германией, которую мы знаем сегодня. Глубокая, напряженная внутренняя интеллектуальная работа лучших людей этой страны и их общественная деятельность привела к тому, что Германия смогла извлечь уроки из своего прошлого.

Накал страстей, острота общественно-политической дискуссии по поводу нацистского прошлого свидетельствовали о том, что освобождение от тоталитарного наследия было не фарисейским, не искусственным, не навязанным извне, а стало результатом глубокой внутренней работы самих немцев.
В послевоенной Германии в дискуссии верх взяли люди, считавшие, что всем немцам необходимо осознать ответственность за произошедшее: не только власти, не только конкретным людям, совершившим преступления, но всему немецкому народу. Осознать ответственность хотя бы за то, что они допустили приход к власти национал-социалистов.

Но, несомненно, одним из главных катализаторов появления вопроса о вине Германии стало сохранившееся и не полностью истребленное за 12 лет нацизма христианское сознание большинства немцев.
И вклад Христианско-демократического союза (ХДС) в преодоление наследия нацизма основной и решающий. В Германии были разгромлены практически все старые общественные институты, политические партии. Страна была разрушена, население деморализовано, разобщено, сковано страхом, перспективы совершенно не понятны, в стране нищета... .

Немцы после нацизма, после поражения в войне были надломлены психологически. Карл Густав Юнг, выдающийся философ и практикующий психиатр, утверждал: даже те из его пациентов, кто занимал исключительно четкую позицию против национал-социализма, прожив двенадцать лет под властью Гитлера, сильно изменились. Они пострадали именно психологически.
И в тоже время же Юнг писал об огромном значении американской политики перевоспитания, когда немцев привозили в концлагеря, и они видели следы преступлений, сталкивались с ними лицом к лицу. Это производило сильнейшее впечатление. Позже некоторые концлагеря были превращены в исторические мемориалы.

Как раз в той ситуации был очень важен подход, который предлагал своим соотечественникам другой не менее известный немецкий философ и психолог Карл Ясперс. Он не предлагал каждому каяться в том, что сделал Гитлер. Ясперс не всегда придерживался в своих трудах христианских догматов, но в данном случае выступил с совершенно христианских позиций.

Он выделял несколько типов вины... . Один из них, - политическая вина — и вот она касается практически каждого человека, который живет в той стране, в которой совершаются преступления. Потому что ты так или иначе отвечаешь за режим, который правит тобой. Если ты никак не сопротивлялся этому, если ты позволил собой так править, значит, эта политическая ответственность на тебе.

Есть еще два типа вины, которые Ясперс называет “моральной” и “метафизической” виной. Моральная — это вина за личные поступки, связанные с твои пониманием нравственности. Метафизическая вина — это ответственность, которая связана с предстоянием перед Богом. Ясперс писал, что именно Господь определяет метафизическую виновность человека. Этот тип вины предполагает ответственность за несправедливое действие , особенно за то, которое было известно человеку или происходило на его глазах.

По мнению Ясперса, отрыв от божественных ценностей, или, как он говорил, “разбожествление” (Entgotterung) человека, и сделали возможным приход к власти Гитлера
Безусловно, дискуссии по проблеме вины имели огромное значение. Глубокие, яркие, понятные выступления (в том числе и в СМИ) великих интеллектуалов Германии Юнга, Ясперса, Арендт, Адорно, Вайцзеккера, Хабермаса и других сыграли выдающуюся просветительскую роль.

И даже сегодня официальное понимание того, что происходило в послевоенной Германии, совпадает с их позицией.
“Только если моя страна, только если Германия целиком и полностью примет на себя постоянную ответственность за это страшнейшее время и за эти жесточайшие преступления в своей истории, мы сможем построить будущее”, — говорит Ангела Меркель.
“Мы несем за преступления при нацизме историческую ответственность, которая никак не связана с индивидуальной виной”, — говорил в 2011 году на тот момент президент ФРГ Вульф.
Он фактически повторил тезис Ясперса и Арендт — о разграничении личной вины и политической ответственности — личная вина наступает за совершенное человеком конкретное преступление, но политическая ответственность распространяется на всех граждан страны, которые жили при преступном режиме.
И сегодня большинство стран, которые прошли через опыт тоталитарного или авторитарного режимов и настроены на преодоление этого наследия, ссылаются на опыт Германии и считают его образцом.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ... .

**************************************************************************

Конечно, во многом экономическое чуда Эрхарда привело к тому, что в Германии прижилась демократия и свободный рынок (после образования ФРГ Людвик Эрхард — христианский демократ, министр экономики в правительстве Конрада Аденауэра (1949—1963) и его преемник на посту федерального канцлера).

Бесспорно очень важную роль в восстановлении, возрождении Германии сыграл так называемый план Маршалла — экономическая программа помощи Западной Европе со стороны США, осуществлявшаяся в период с 1948 по 1952 гг. Программа получила название по имени ее разработчика, государственного секретаря США Джорджа Маршалла. Эта программа была призвана воспрепятствовать развалу Европы, способствовать созданию развитой экономики западноевропейских стран.

Основными направлениями помощи стали субсидии и кредиты, составившие десятую часть общего объема вложений в восстанавливаемую экономику стран. Программа была основана на совпадении долгосрочных интересов США и европейских стран и позволила создать мощную базу для дальнейшего развития экономики Европы.

Но отмечая большое значение плана Маршалла, следует отметить, особо подчеркнуть, что «идеологическое обеспечение» реализации этого плана осуществили католическая и протестантская церкви. Ныне в Германии это утверждение воспринимается как бесспорное.

После войны большинство немцев не верили в демократию и свободный рынок При этом слове в памяти немцев сразу же возникали неприятные ассоциации, связанные с Веймарской республикой. В то время были очень высокие цены, при этом они росли буквально в течение одного дня, нарастающая бедность, нестабильность правительства, неспособность власти взять ответственность за проводимый курс и эффективно управлять государством — так представлялась немцам демократия. На этом фоне построенные при Гитлере автобаны, снижение уровня безработицы, повышение уровня жизни, порядок при нацистском режиме выглядели для многих очень привлекательными.

Одна поучительная история показывающая принципиальное стремление немецкого руководства к истине.
У канцлера Хельмута Коля был такой авторитетный советник Михаэль Штюрмер. Уже в 1980 году он советовал и обосновывал, что немецкая история должна получить значение, близкое к религии, в некотором смысле стать эрзацем религии. В 1980-е годы руководство ФРГ поставило задачу достичь ведущей роли в европейской экономике и политике, стремилось возродить идею о национальном величии, а верное и единое понимание истории должно было сплотить народ, считал Штюрмер. Естественно, вопрос о вине немцев казался ненужным на этом фоне, он явно мешал национальному величию. Идеологи Коля стремились создать некую концепцию, в которой ответственность и проблема вины фактически отсутствовали. Они предлагали такую картину мира: какие-то преступления были, но они прошли, давайте думать о славных страницах нашей истории.

Разгорелся так называемый “спор историков” — Historikerstreit, который иногда даже называют Histerikerstreit (от слова “истерика”) — настолько эмоциональными были высказывания оппонентов в рамках этого спора. По его итогам от концепции Штюрмера было решено отказаться, и возобладал подход, который предполагает честное и правдивое изложение истории без мифологизации.

Резюме дискуссии было следующим, - отрицать преступления, само их наличие, отрицать необходимость памяти о преступлениях — это недопустимо. Скрывать преступления или искажать историю, безусловно, нельзя. Это не значит, что сейчас мы все должны посыпать голову пеплом. Но понимание негативного опыта прошлого, его объективная и правдивая оценка крайне важны.

Я не хочу проводить полную аналогию между немецким национал-социализмом (сокращенно — нацизмом) и советским социализмом в СССР. По-видимому, это разные, несравнимые типы тоталитаризма.


НЕ СТОИТ ЖИТЬ В ГЛУХОНЕМОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

****************************************************************************

Анализировать советский тоталитарный опыт и нынешний авторитарный беларусский опыт для извлечения уроков и для изменения нынешней ситуации, предпринимать какие-то конкретные действия, несомненно, стоит.
Для начала хотя бы улицы наших городов не должны называться именами людей, виновных в убийствах и других преступлениях. И не только улицы, но и города, предприятия, мемориалы и т.д. Их памятники не должны стоять на площадях.

Можно возразить: названия, имена ничего не значат, это просто слова, над ними никто не задумывается, произносят их по инерции, и пускай произносят, лишь бы спокойно было. Но все не так безобидно, как кажется. Очень точно о роли слова, имени сказал выдающийся философ Алексей Лосев в своей книге “Философия имени”:
“Человек, для которого имя только пустой звук, а не сами предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой действительности”.

И, очевидно, нам всем не стоит жить в глухонемой действительности. Или в действительности, в которой прославляются преступники и убийцы советского периода. Конечно, одно только переименование не решит всех проблем. Для преодоления наследия советского прошлого необходим комплекс мер, например, мемориалы на месте бывших лагерей ГУЛАГа, в местах массового расстрела людей, прежде всего в Куропатах...

В наших силах хорошо знать белорусскую историю, изучать ее, избегать мифов. При этом важны нравственные оценки, то есть воспринимать прошлое не как цепь дат и не как безжизненный исторический процесс, а как действия конкретных людей, которые совершали моральные и аморальные поступки, то есть в истории обязательно должно быть нравственное измерение.

Мы должны признать: то, что 22 года происходит в Беларуси, является во многом следствием отсутствия правдивой оценки прошлого, не извлечения уроков из него и, как следствие, нераскаянности и личной, и общественной.

Я надеюсь, в будущем в лучшие времена " Линия Сталина " станет одним из многочисленных скромных свидетелей "эпохи" Лукашенко.
11.02.17 17:33



Cервис комментирования Disqus позволяет легко авторизоваться через фэйсбук и твиттер, а также напрямую в Disqus. Даёт возможность репостить комментарии в фэйсбук, а также использовать изображения. 
Подробнее читайте здесь.
Ветеранам Клуба Партизан, мы оставляем и старую форму авторизации.
 
загружаются комментарии

Михаил Кадыров