Мои герои России

Весь год мы бессмысленно пашем, и я не свозил тебя в Крым.
Пока он останется нашим — он больше не будет моим.
Какой еще отдых семейный? Гурзуф обойдется без нас.
Чужие отнять не сумели — свои отобрали на раз.

Дмитрий Быков 


Иронизируя по поводу "москалей" (или философствуя о семантике слова "москаль"), я всегда знаю, что сие бесполезное занятие завершится прослушиванием интервью российских интеллектуалов. 

Альбац, Быков, Шендерович. Макаревич, Ахеджакова, Войнович. Немцов. Сванидзе, Собчак-младшая... В эфире программа "Лицом к событию", у микрофона Михаил Соколов, да, мы уже догадались. Шендерович уже в студии, что-то констатирует с усталым остроумием; Сванидзе проболтался  в сетевизоре что ел порося; Быкову преподавание в американском вузе пошло на пользу, одевается во что-то более солидное чем камуфляж а-ля рыбалка или ДНР... 

Герои моего романа. 


Среди лично знакомых - еще интереснее.  С Анной, учительницей из Кемерово, родившейся на Кузбассе, я познакомилась в 2012 г. в Крыму; когда она грелась на солнышке и играла на варнане у костра, то выглядела неполитизировнно. Но в начале 2014 её фэйсбук заплакал постами в поддержку Майдана, с возмущениями по поводу лжи вокруг... а сейчас она живет в Киеве, куда переехала со своими двумя детьми. Татьяну, русско-голландскую журналистку родом из Воронежа, я встретила на пикетах в поддержку Майдана, которые она освещала в прессе. Этот человек - эмоциональный патриот России, чей патриотизм не превращается в братскоимперские щупальца. Анастасия, интеллектуал-анимешник-япономан, совсем аполитична, но внутренний детектор у нее хорошо работает: чувствует фальшь пропутинских митингов. Однажды она еще заметила: интересно, почему-то белорусы и украинцы русский язык знают, а мы их язык - нет?.. Для меня как раз в этом нет проблемы, я ценю русский как один из интернациональных языков; но сама постановка вопроса показывает, насколько человек свободен от имперских претензий. 


Возвращаясь к теме: почему я стала частью аудитории именно российских деятелей? Не только потому что уровень российских оппозиционных СМИ на порядок выше, чем СМИ большинства соседних стран. Есть более важная причина моего увлечения: отказ от доминирования. Этот отказ дает россиянам, которые противостоят синдрому крымнаш, моральную силу, импульс которой словно расставляет все по своим местам. Моральность сопротивления, демонстрируемая, к примеру, Макаревичем или Илларионовым, словно мановением волшебной палочки расставляет все по своим местам, снимает страх и озлобленность. 


Таким людям Россия должна быть благодарна как минимум за то, что из-за них многие полностью или частично отказываются от ненависти к России. Тем не менее, благодарность пока что выражается в наклеивании ярлыков "национал-предателей", "друзей хунты", с верой во всеобщую проплаченность. Интересно, как им, российским диссидентам, до сих пор не хочется убивать - после всей вылитой пропандистской грязи? Ах да, знаю: люди, страдающие агрессивными комплексами, не прошли испытания медными трубами с пометкой "Крым наш", и в оппозиции остались только морально устойчивые. Будь я русской, я бы, наверно, не смогла устоять...

Готовность дать свободу другим - выше и чище, чем борьба за собственную свободу. Поэтому многим украинцам и сочувствующим им белорусам еще тянуться и тянуться до уровня российской оппозиции, ряды которой в результате крымской истории поредели - но и посветлели. 


Идеологи обвиняют их в непатриотичности, называют предателями, иногда намекая на нетитульное происхождение - хотя если выискивать, как в Третьем Рейхе, половинки и четвертинки неарийской т.е. нерусской крови, то "чисто" русские вообще в дефиците: к счастью, генофонды перемешиваются и этим оздоровляются. Плюс, возможно, отличность происхождения делает человека более свободным от этнокультурных комплексов и национальных глупостей.

Впрочем, если говорить о комплексах, то признаем: бывают имперские комплексы, а бывают комплексы народов, бывших в зависимости. И второе бывает ещё отвратительнее, включая в себя мстительный ресантимент, ущербность и жажду компенсации, мифотворческую тоску по былым завоеваниям...


Как типичный националист соседствующего с Россией государства я мечтаю, чтобы россияне поняли, за что их недолюбливают; чтобы они осознали, что у зла бывает вполне русское лицо. Впрочем, в мире далеко не все нации и народы поднялись на высокий уровень самокритичности. Зато на действительно высоком уровне сознания в этом плане находятся россияне, выступающие против аннексии Крыма, поддерживающие Украину (моральные вопросы, касающиеся поддержки, в частности помощи военным - другая тема). Их называют либералами - это слово имеет множество значений, но в данном случае оно справедливо лингвистически: liberty - свобода. Россияне, не поддержавшие "крымнашизм", показывают впечатляющую свободу от коллективного эгоизма. 

Углубляясь в историю, понимаешь, что акции вроде аннексии Крыма и спонсирования "ДНР" не удивили бы большинство людей разных времен и народов. Это вовсе не оправдывает феерическую внешнюю политику РФ. Но в свете этого важно понимать: осуждая аннексию Крыма, мы претендуем на новый, весьма высокий уровень сознания. 


Это уровень, не дающий права на национальный эгоизм и мораль в духе представителя племени готтентотов (который на вопрос “Что такое плохо?” ответил: "Это когда мой сосед побьет меня, угонит мой скот, похитит мою жену", а на вопрос “Что такое хорошо?” - "Это когда я побью моего соседа, угоню его скот, похищу его жену"). 

На этом уровне мы, с белорусской стороны, должны возмущаться не только жестокостью Ивана Грозного при захвате Полоцка, но и поведением романтизируемого Всеслава Чародея, разграбившего Новгород и героически перевесившего колокола с новгородского собора св. Софии на полоцкий;  не только праздновать победу под Оршей, но и признать, что Минин и Пожарский не зря прогнали наших предков из Москвы, так что в празднуемый по этому поводу россиянами День национального единства, он же День Казанской иконы Божьей Матери, мы вместо обиды можем надеяться, что Она поможет и нам прогнать оккупантов, если они решат нанести нам столь же вежливый визит. 

Ну и конечно же стоит отмести все псевдонаучные измышления о рабском менталитете московитов, тем более что мы их обогнали по части построения у себя диктатуры и вертикали власти. 


Можно ехидничать по поводу официальных "86 процентов", но значительной своей частью (минимум 14 процентов) российская нация не уступает, по уровню самокритичности и моральных принципов, британской, германской и другим наиболее развитым современным нациям. Прослушивая интервью российских диссидентов, понимаю: мне и многим моим единомышленникам расти и расти до уровня российских борцов за свободу. 




В качестве постскриптума приведу несколько ссылок на  значимые для меня документы: 

Андрей Зубов "Скажи мне чей Крым и я скажу кто ты" https://www.youtube.com/watch?v=IfBQzd1RZZ8 
Андрей Макаревич "Особое мнение" 14 апреля 2014 г. https://www.youtube.com/watch?v=81t6F32S_nU и 15 августа 2014 г. https://www.youtube.com/watch?v=vhiIXbHNtdg  
Андрей Илларионов "Война и Мир" ("В круге света") https://www.youtube.com/watch?v=biTODR0hGvw
Борис Немцов, интервью на Радио Свобода 3 сентября 2014 г. https://www.youtube.com/watch?v=WFii6wFqPC4
"13 друзей хунты" https://www.youtube.com/watch?v=I5EY_vywN5A - этот феерический пропагандистский трэш помог мне узнать фамилии и лица еще нескольких героев России. 
Дмитрий Быков http://www.novayagazeta.ru/columns/64307.html - прекрасное, несмотря на религиозно-символические вольности, стихотворение на "присоединение" Крыма.
Блог Татьяны Голяндриной http://echo.msk.ru/blog/tatianal/
Виктор Шендерович - прекрасен весь... 
и т.д. 

.
02.06.15 23:15



Cервис комментирования Disqus позволяет легко авторизоваться через фэйсбук и твиттер, а также напрямую в Disqus. Даёт возможность репостить комментарии в фэйсбук, а также использовать изображения. 
Подробнее читайте здесь.
Ветеранам Клуба Партизан, мы оставляем и старую форму авторизации.
 
загружаются комментарии

Маргарита Тарайкевич